Возрастные нормы произношения звуков

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

      Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою, они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом ребенок начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

1 – 2 мес. – ребенок произносит: «а, е, о, у».

2 мес. – он связывает эти гласные с согласной «х» (ха, хо, хе).

3 мес. – начинает издавать звуки, подобные звуку «ф», «с», «в» или английской фонеме «th».

3 – 6 мес. – издаваемые младенцем звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка.

7 – 12 мес. – из гласных чаще других производится звук «а», из согласных в основном звуки «п, б, м, к, т» и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.

12 мес. – ребенок произносит гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие – меньшее и менее четко.

1 – 2 года – дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как «а, у, и, о», но звуки «ы, э» заменяют звуком «и»; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам «г, д, с, з» («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки «л, рь, р».

2 – 3 года – правильно произносятся звуки «п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь». Физиологические недостатки – свистящие, шипящие, «р, рь, л». Возможны замены на более простые или пропуск этих звуков. Звуки «с, з, ц» заменяются на «ть, сь, зь, т».

3 – 4 года – правильно произносятся звуки «с, з, ц». Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки. Звуки «л, р» либо пропускаются, либо заменяются на «ль, й».

4 – 5 лет – практически все звуки речи произносятся правильно. Исключения: звук «ч», который может пропускаться или чаще заменяться на «ть». Могут отсутствовать звуки «р, л» или заменяться на «й, рь, ль».

5 – 6 лет – дети полностью овладевают правильным произношением.

Меню раздела