Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит"

Консультация учителя-дефектолога для родителей

«Если ребёнок не говорит»

 

     С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к учителю-дефектологу. «Наш ребенок не говорит!»  – с такими словами приходят на прием мамы двух-трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить все на самотек? Вашему ребёнку третий год, а он не говорит. Родители часто списывают это на возраст на то, что ребёнок – мальчик, а мальчики начинают позже говорить, на то, что его мама и папа начали говорить довольно поздно. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но является ли эта причина основной, может определить только специалист. Существуют определенные возрастные нормы развития речи:

  • С момента рождения – плач и крик.
  • 2-3 месяца – гуление, 4-9 –лепет, слоги.
  • 9-10 месяцев – ребенок произносит первые слова и начинает понимать речь взрослых, но пока больше реагирует на интонации и ситуации.
  • 11-12 месяцев – ребенок начинает реагировать на слова независимо от ситуации и интонаций взрослого.
  • 1,5-2 года – понимание речи быстро улучшается. Увеличивается словарный запас, ребенок начинает строить фразы, использует слова в обобщенном, а не ситуационном смысле.
  • 2-3 года – словарный запас увеличивается до 300-1000 слов, формируется грамматический строй речи.
  • 3-5 лет – речь продолжает совершенствоваться, возможно неправильное произнесение отдельных звуков.
  • 5 лет–ребенок правильно произносит все звуки и корректно строит фразы.

     Если маму беспокоит отсутствие речи в 2 года-речь может идти о небольшой задержке речевого развития, которая встречается довольно часто, если ребёнок не говорит в 3-4 года, то это повод для серьёзного беспокойства. Любой случай задержки речевого развития – повод для немедленного обращения к учителю-дефектологу, врачу-неврологу, врачу-психиатру, а возможно и к другим специалистам. Задержка речевого развития является, как самостоятельной проблемой, так и симптомом, указывающим на серьёзные проблемы здоровья ребенка.

     Родители не могут адекватно оценить, насколько хорошо говорит ребенок. Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов либо сразу после них. Задержка речевого развития может стать предвестницей серьезных нарушений, например, моторной и сенсомоторной алалии, различных форм дизартрий, общего недоразвития речи.

     Родители! Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете помощь, тем эффективнее она будет.

     Проводите больше времени с ним, читая ему книги. Рассказывайте стихи и пойте вместе песни. Называйте предметы, изображаемы на рисунках, и просите ребенка показать их.

     Смотpите на него, когда говорите с ним. Используйте паузы и повторения слов и фраз, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали.

     Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, используя доступные для него слова, и поступайте так же в отношении ваших собственных действий.

     Имитируйте звуки, которые вы слышите, используйте стихи, загадки, игры, где применяются эти звуки.

     Повторяйте новые слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребенка каждый день. Давайте ему задания, пользуясь простыми инструкциями. Предварительно объясните ребенку, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Используйте слова, обозначающие последовательность действий: «сначалa», «подожди», «после», затем», «до», «в конце», «подними мяч», «брось мяч».

   Окружите своего ребёнка заботой и любовью. Ребёнок, выросший в эмоционально благоприятной среде, любимый своими близкими и принятый сверстниками всегда открыт для мира и для всего нового. Такой ребёнок открыт для общения, а это-одно из основных условий появления речи.

   Обеспечьте своему ребенку достаточную двигательную и игровую активность-эти виды деятельности также напрямую связаны с речевой.

      Не ждите, что проблема решиться «сама собой».

     Помните! Наиболее результативна ранняя, своевременная помощь, а первый шаг к решению проблемы-её осознание.

      Источники:

     1.Грибова О.Е. Что делать, если ребёнок не говорит?. - М.:Айрисс-пресс,2004.

     2.Лынская М. И. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. - М.: ПАРАДИГМА, 2015. - 32 с.

 

Меню раздела