Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в образовательном пространстве
Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в образовательном пространстве
В соответствии с законодательством государства, лица с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) имеют право на обучение в учреждении образования общего назначения. Что содействует развитию интегрированного обучения и воспитания как действенной меры, способствующей предотвращению дискриминации лиц с ОПФР, повышению толерантности общества, воспитанию человеколюбия и росту взаимопонимания между людьми. На этой основе приоритетом государственной политики в области образования детей с ОПФР является инклюзивное (включенное)образование, предполагающее их обучение в обычном учреждении (рядом с домом), когда в ней создаются необходимые условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей.
В последнее десятилетие Республика Беларусь сделала качественный скачок в развитии интегрированного (инклюзивного) обучения и воспитания и медикопсихосоциальной поддержки детей с ОПФР. В нашей стране согласно Закону о правах ребенка и Закону о социальной защите инвалидов, детям с ОПФР гарантированы выбор ими или их родителями учреждений образования, получение базового и профессионального образования. Создаются предпосылки для формирования единого образовательного пространства, преодоления изоляции детей с ОПФР и их совместного обучения с обычными детьми.
Закон Республики Беларусь "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)" трактует интегрированное обучение и воспитание как организацию специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами. При этом специальные условия для получения образования лиц с ОПФР – это специальные учебные программы и методики обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебные пособия, адаптированная среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицами с особенностями психофизического развития.
Группы интегрированного обучения и воспитания создаются в учреждениях образования для совместного обучения лиц с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений.
Интегрированное обучение и воспитание здоровых детей и с инвалидностью в Республике Беларусь ведется повсеместно. В рамках интегрированного обучения в Республике Беларусь сегодня создана гибкая система специального образования, позволяющая удовлетворить разнообразные нужды и потребности детей с особенностями психофизического развития. Воспитанники с особенностями развития учатся вместе со здоровыми детьми и в то же время располагают возможностями удовлетворять свои особые потребности. Каждый ребенок осваивает программу, соответствующую его познавательным возможностям.
В осуществлении интегрированного обучения и воспитания выделяются следующие приоритеты: включение всех воспитанников группы в социальное взаимодействие; педагогическое руководство преодолением адаптивного когнитивного кризиса, обусловленного различной подготовленностью к обучению и различными возможностями и потребностями детей, и адаптивного поведенческого кризиса, вызванного явной или скрытой отчужденностью воспитанников с психофизическими нарушениями.
Открытие групп интегрированного обучения и воспитания не обусловливается спецификой имеющихся у детей нарушений, их выраженностью, характером (сенсорные, двигательные или интеллектуальные). Интеграция признается возможной и нужной при любой форме нарушения и инвалидности, если учтены особые потребности детей и созданы специальные условия, обеспечивающие их удовлетворение, а именно: безбарьерная среда на улице, в помещении; образовательное пространство, обеспеченное необходимыми дидактическими средствами; работа в группе интегрированного обучения двух педагогов. При интеграции дети вводятся в регулярное образовательное пространство. Включение (инклюзия) выражает политику и процесс, которые дают возможность всем детям принимать участие не только в образовательных, но и социальных программах. Различие подходов состоит в признании необходимости изменения общества, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не только люди с ОПФР адаптировались к требованиям общества.