«ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ -   ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

18.11.2024

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 на тему:

«ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ -   ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Подготовила учитель-дефектолог: Санкевич Татьяна Георгиевна

Уважаемые родители!

      Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка. Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи.

     При несформированности звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

     Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

     Период для наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет.

     У ребёнка не сформирован или недостаточно развит фонематический слух? Что делать? Как его развивать? Конечно же, в игре! Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. У ребёнка развивают умение слышать звучащее слово, различать близкие по звучанию фонемы (звуки), знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МОЖНО РАЗВИВАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ТАКИЕ ИГРЫ:

     «Какие звуки нарушают тишину?помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом назвать их (например, скрипнула дверь).

     «Кто услышит больше звуков?»: назвать как можно больше звуков, которые ребёнок слышит сейчас. Соревновательный характер этой игры вызывает интерес у детей.

     «Назови звуки улицы (леса и т.п.)»игра способствует развитию не только слухового внимания, но и развивает память.

     «Жмурки с колокольчиком»

 

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

МОЖНО ИГРАТЬ С РЕБЁНКОМ В ТАКИЕ ИГРЫ:

 

     Игра «Эхо»: взрослый обсуждает с ребёнком, что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. Сначала называются по очереди несколько простых слогов, слов (ау, ау, мама), а потом переходят к повторению более сложных слогов: па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка (ребёнок должен в точности воспроизвести весь слоговой ряд). Постепенно можно переходить не только к сложным слогам, но и к словам, стихотворным строчкам.

 

     «Живая азбука»карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед ребёнком на столе изображением вверх: З-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-З, Ш-Ж (по одной паре). На других карточках изображены предметы. Ребёнок должен выбрать предметы, названия которых включают ту или иную букву, и разложить их по кучкам. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложнённому варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) те предметы, в названиях которых есть заданный звук.

 

     «Перевозим грузы»в игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везёт их в магазин (или к маме).

 

     «Кто больше?»: кто больше придумает слов на заданный звук.

 

     «Путаница»: взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например,

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

 

     «Третий лишний»звук: (например, зуб, зонт, суп)

 

     «Назови  лишнее слово»: взрослый и ребёнок вместе загадывают какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет какое-то другое слово, похожее на него. Задача ребёнка услышать это другое слово и назвать его. Далее игра начинается. Взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора.

Можно подобрать ряды таких слов, например:

Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коса.

Рама, рама, мама, рама, рама, рама, лама, рама, рама.

Коробок, коробок, коробок, колобок, коробок, коробок.

Можно использовать двустишия со словами-паронимами.

В лесу живёт сазан. По реке плывёт фазан.

Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.

В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

 

     «Цепочка»: называется слово, например, автобус, а ребёнок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.

 

    Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребёнка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Результаты  занятий не бывают мгновенными!

 

 

 

 

 

 

Меню раздела