Памятка для родителя
Памятка для родителей детей, занимающихся с учителем-дефектологом
«Папка-взаимодействие с родителями как средство преодоления речевых нарушений»
В успешной работе по исправлению речевых нарушений у детей необходимо тесное взаимодействие учителя-логопеда с родителями ребенка, воспитателей в группе, других специалистов ДУО и самого ребенка.
Особенно важно привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка.
Именно родители организуют свободное общение с ребенком (беседы, совместные прогулки, экскурсии, чтение детской художественной литературы, просмотр детских телепередач и др.)
Мама – самый главный человек в жизни дошкольника. Ее участие в данном виде деятельности является мощным стимулом в формировании мотивации ребенка к коррекционным занятиям. Очень важно, чтобы родители проявляли заинтересованность в выполнении заданий, тогда и у ребенка появится серьезная мотивация.
«Домашнее задание» – индивидуальная форма учебной деятельности с родителями дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-дефектолога, но по его поручению.
Домашние задания имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение:
- при правильной организации их выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения;
- навыки самостоятельного мышления;
- умение себя контролировать;
- воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям;
- отрабатывается, пройденный на занятиях у учителя-логопеда, материал.
Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий. Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших.
Давайте вместе поможем вашему ребенку преодолеть те речевые трудности, которые у него имеются, чтобы обеспечить ему возможность успешного обучения. Уважаемые родители, если необходима консультация учителя-дефектолога, найдите возможность пообщаться, подходите, не стесняйтесь!
Как учить буквы
- Заучивать названия букв необходимо по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М».
- Складывать буквы из пальцев.
- Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
- Высыпать буквы из песка, муки, крупы.
- Лепить буквы из теста, пластилина.
- Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
- На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).
- Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).
- Дописывать «сломанные» буквы.
- Из одного элемента составлять разные буквы (например: Х, А, У, М).
- Подбирать картинки на заданную букву.
- Раскрашивать большие буквы.
- Обводить буквы по пунктиру.
- Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
- Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.
Звуко-слоговой анализ слова
- Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской.
- Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей.
- Назови 1-й слог (1-я часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови 2-й слог (и т.д.)
- Прочитай свое слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?
Подготовка руки к письму
- Тетрадь должна быть с полями.
- Рисовать только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки).
- Во время работы следить за осанкой, правильным удержанием карандаша.
- Освещение должно быть достаточным. Свет должен падать слева, а если ребенок рисует левой рукой, то справа
Развитие слухового внимания и контроля.
Можно рекомендовать следующие игры:
« Узнай предмет по звуку».
Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку), познакомьте ребёнка со звучанием каждой из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать, на каком из них вы только что играли.
По каждому предмету постучали палочкой. Стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка - действия те же самые, что и в п. 1
«Кто это?»
Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он подражает.
«Внимателен ли ты?»
Ребёнок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который он правильно произносит. Затем произносится ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например: Рыба, Рак, коРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком "Р". Определение места данного звука в слове. В начале, середине, конце.
«Игра с картинками»
Более сложная форма. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть данный звук.