Конспект занятия на тему: « Беларусь - наша Родина»
Тема: « Беларусь - наша Родина»
Цели и задачи:
Способствовать формированию у детей образа родной страны и чувства Родины (воспитывать любовь к родному Отечеству, формировать эмоционально-личностный образ Родины, чувство гордости за свою страну); развивать познавательную активность и творческие способности.
Познакомить детей с символами Беларуси;
Оборудование: иллюстрации флага и герба Беларуси, карта Беларуси, карандаши, альбомные листы, конверты с заданиями.
Ход занятия.
1. Вступление. Формулирование темы занятия.
Воспитатель.
- Дорогие, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
- Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным (предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, школа, город, край).
- Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении:
Много мам живет на свете,
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я:
«Родная мамочка моя»!
- А давайте все вместе скажем нежно и ласково: «Родная мама».
- Вот как по-разному может звучать одно и то же слово.
- «Родная сторона» - как вы думаете, что это
- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.
- Такое место по-другому еще называют - «Родина».
2. Основная часть
Воспитатель .Послушаем стихотворение Татьяны Боковой:
Родина
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
- о чем стихотворение? (о родине)
- В какой стране мы живем? (в Беларуси)
- Назовите столицу Беларуси, то есть главный город в нашей стране? (Минск).
- Ребята,посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.
- Что является нашей с вами малой Родиной?
- А как вы думаете, что значит любить свою родину?
- Какие пословицы вы знаете о Родине?
- Какие мысли возникают у вас, когда вы слышите эти пословицы? О чем эти пословицы?
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Всякому мила своя сторона.
- Ребята, давайте поговорим о символах нашей Родины. Каждое государство имеет свои символы или отличительные знаки. Послушайте рассказ о символике Беларуси.
- Важный символ страны – это государственный флаг. Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый. Красный цвет с древнейших времен служит знаком Солнца, символизирует братство, борьбу за правое дело. Зеленый цвет – это цвет Природы, цвет полей и лесов, которые издавна занимали основную часть нашей страны. Белый цвет- это, прежде всего, цвет свободы. Недаром считают, что название нашей страны – Беларусь - связано с неугасимой волей народа к свободе.
- Как выглядит герб нашей страны?
Официальная эмблема государства. Каждая деталь герба имеет большое значение и содержит важные сведения о нашей стране и нашем народе.
Первое, на что мы обращаем внимание,- это зеленый контур государственной границы Республики Беларусь в золотых лучах восходящего над земным шаром солнца.
Герб обрамлен венком из колосьев, переплетенных с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой - голубыми цветками льна.
Венок ( роз, пальмовых листьев, лавра) издревле у разных народов олицетворял победу и был наградой победителю. Вместе с тем это символ памяти и нерасторжимой связи с предками.
Клевер- символ связи с миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он лучший корм. С древних времен люди понимали, что человек- часть всего мира живых существ и что он способен продолжать существование только при условии существования остального животного мира.
Лен- это «хлопок» севера, прекрасный материал для одежды. Издавна изо льна изготавливали красивые и прочные ткани/
Лен – символ преобазующей силы труда, знак добра и достатка.
Ниже контура границ Республики Беларусь изображен земной шар в золотых лучах восходящего солнца. Земной шар- это знак того, что Республика Беларусь относиться ко всем народам земли как к друзьям и равноправным партнерам, готова сними дружить и сотрудничать. Вверху герба находится пятиконечная красная звезда. Это символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов.
Венок из колосьев перевит красно- зеленой лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета - «Рэспублiка Беларусь»
- Гимн - это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.
Воспитатель:
-Какой язык считается родным для белорусов?
Игра «Переводчики».
Посмотрим, насколько вы знаете белорусский язык? Знать, уважать, любить и беречь свой язык должен каждый человек. ( слова на русском языке, их надо перевести на белорусский.)
Родина, аист, утро, лицо, карандаш. Страна, дерево, друг, картофель, лук.
3. Заключение. Рефлексия.
- Еще раз вспомним, что такое Родина?
- Какие символы Беларуси вы знаете?(ответы детей)
- Что нового вы узнали о нашей стране?
- Мне сегодня очень понравилось беседовать с вами. Благодарю вас за интересное общение.
- А теперь предлагаю каждому из вас взять лист бумаги и карандаши и нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.