"Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей"

Роль артикуляционной гимнастики

     Чистая, правильная речь — одно из важнейших условий нормального развития ребенка и его социализации в обществе. При помощи речи, общения ребенок легко входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования.  

     Однако, в наши дни у детей все чаще наблюдаются  нарушения звукопроизношения, которые проявляются в смягчении, искажении, отсутствии тех или иных звуков. Одной из причин, вызывающей данные нарушения, является слабость, малоподвижность, не точность движений  мышц артикуляционного аппарата, а главным образом мышц языка.

    Для укрепления мышц артикуляционного аппарата, формирования точных, дифференцированных движений языка, так необходимых для правильного произношения звуков, и проводиться артикуляционная гимнастика. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику  нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей умения закреплялись.  Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5- 7 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.

3. При выполнении артикуляционных упражнений следует соблюдать определенную последовательность - начинать с более простых и переходить к более сложным упражнениям.  Проводить гимнастику необходимо в игровой форме, эмоционально (например, в виде "Сказки про язычек" ).

4. Артикуляционные упражнения проводят в хорошо проветренном помещении в положении сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги спокойны.

5. Проводите гимнастику обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть образец выполнения движений взрослым и контролировать свое выполнение движений.

   Артикуляционные упражнения проводятся комплексами. Для каждого нарушенного звука есть свой комплекс. Разработаны комплексы упражнений, необходимые для выработки правильного произношения звуков С, З, Ш, Ж,Ч, Щ, Ц,Л,Р и остальных. 

 

 

 

Меню раздела