Консультация для воспитателей "Познавательная деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников".

"Познавательная деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников".

Консультация для воспитателей

"Познавательная деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников.

Задачи  трудовой деятельности дошкольников направлены на достижение таких целей, как  формирование положительного отношения к труду, воспитание ценностного отношения к своему труду и к труду других людей и его результатам. Формирование первичных представлений о труде взрослых и его роли в обществе и жизни каждого человека, развивает его кругозор и представления об окружающем мире.  Так как же развить познавательные способности через трудовое воспитание?  Такое развитие возможно через  познавательно-исследовательскую деятельность. Тема актуальна потому, что в исследовательской деятельности ребенок выполняет трудовые действия, ищет новую информацию и видит, как работают другие дети и взрослые, может оценить результат своего труда и сверстников. Но все же существует противоречие. Оно в том, что дети к старшему возрасту уже многое умеют, но часто на практике свои знания не применяют и интереса к работе не проявляют. Возникает проблема как труд сделать интересным и привлекательным для детей. Трудовое воспитание, через познавательно-исследовательскую деятельность раскрывает перед детьми дорогу к знанию через свой собственный исследовательский путь. Это поможет детям увидеть как трудовые умения, новые знания можно использовать в разных ситуациях на протяжении всей жизни.  Для того, чтобы отработать  например навык работы с лопатой, можно перед детьми поставить проблемный вопрос: Каких полосок будет больше от узкой или широкой лопаты. Можно провести эксперимент, разделив участок на две равные части. Вывод, что от широкой лопаты дорожек меньше, а от узкой больше. Дети, выполняя эксперимент, отрабатывают навык чистки снега. Обратить внимание детей на работу дворника. Сколько дорожек сделает дворник, сколько на это нужно времени. Дети сравнивали свой участок, и участок дворника через замер рулеткой. Выводу о том, что в участок дворника помещается 15 участков для детей. Ребята придут к пониманию, столько  работы выполняет один человек, у них возникает желание помочь ему. В детях появится осознанное уважение к труду взрослого. Экспериментальная деятельность формирует познавательный интерес и окружающему, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность, трудовую активность. Когда мы ходили с детьми в дендрарий дети увидели разные породы деревьев. Зная, что растения выделяют кислород, дети обратили внимание на уголок природы и стали более бережнее относиться  к уходу за растениями находящимися там. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому. Почему? Как? Зачем?  Проводя работу по трудовому воспитанию через познавательно-исследовательскую деятельность у детей можно отметить, что трудовые навыки детей стали более уверенными, правильными. У детей поменялось отношение к труду, оно стало более осознанное. Особое внимание необходимо уделять знакомству с профессиями.  По формированию у детей представления о строительных профессиях  с детьми можно провести игру-эксперимент «Изготовим бетон». Дети познакомятся  с новым строительными материалами (щебень, цемент, их свойствами.  Говоря с детьми об осенних работах людей, уделить внимание  теме посева озимых. У детей проявится интерес. Почему посев проводят осенью, ведь скоро наступит зима, будет холодно, посевы замерзнут. Можно проверить так ли это. Налить в три пластиковые бутылки воды и закопали в снег на разную глубину, через двое суток откапать бутылки. Сделать вывод о том, что глубоко под снегом вода не замерзла, значит, снег способен удерживать тепло. Выполняя эксперимент, дети сформируют навыки откапывания, закапывания, умение правильно держать лопату, формировались выносливость, терпение, сила рук. Выходя с детьми на прогулку,  обязательно обратить внимание  на свой цветник. Вспомнить, что снег способен сохранять тепло, если он лежит толстым слоем. На этом участке его не бывает много. Можно поговорить о профессии садовника. Какую работу он выполняет осенью. Защитить растения от вымерзания это обязанности садовника, мы сами побыли садовниками, когда утепляли растения. Вспомнить, кто такую работу выполнял дома (родители, как мы им можем помочь. Определить, что конечный результат мы увидим весной. Предположили, что если цветы не замерзнут, и вырастут, то мы все сделали правильно.

Воспитывая в детях трудолюбие, необходимо придерживаться гендерного подхода в воспитании и обучении дошкольников. Например,  по теме «Поможем малышам», поставить перед собой цель помочь воспитателю малышей сделать кукольные кроватки и юбочки. Дети должны определить, что девочки шьют юбочки, а мальчики делают кроватки. Куклы разного роста, но известно, что у всех юбки по колено. Девочкам нужно было найти свою выкройку. Они измеряли расстояние от талии куклы до колена и соотносили с выкройками, искали свою. Вырезали выкройку, пришивали пуговицы. Мальчики работали с деревянными заготовками для кроваток. Измеряли рост куклы, искали такого же размера доску и к ней прибивали спинки кровати. Они сами определили, что удобнее работать в парах, распределили обязанности. Дети работали слаженно и с желанием. Формируя в детях уважительное отношение к людям труда, интереса к трудовым действиям, желание что-то сделать своими руками или помочь кому-либо невозможно без участия родителей, необходимо привлекать и родителей. Проводя систематически работу с дошкольниками и развить трудовые качества, познавательное развитие, у детей появляется интерес к труду, желание что-то сделать своими руками, оценить результат труда и не останавливаться на достигнутом.

Меню раздела