«Игровая деятельность с детьми в зимний период на прогулке в детском саду и дома»
Прогулки в детском саду и дома зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки чрезвычайно полезны для детского организма, так как зимний воздух гораздо более насыщен кислородом, чем летний, а при морозе не выживают болезнетворные бактерии, поэтому воздух становится практически стерильным. К тому же зимние прогулки благотворно влияют на здоровье ребенка, его иммунитет, так как происходит закаливание организма. Ведущее место на прогулке в детском саду отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Зимние игры на свежем воздухе оказывают большую пользу для физического и психического развития воспитанников детского сада:
- Игры развивают двигательную активность, тренируют мышцы ног, рук, спины, развивают координацию движений, ловкость.
- Активные занятия на свежем воздухе повышают детский иммунитет, укрепляют сердечную мышцу, лёгкие.
- Играя, дети тратят много энергии, за счёт этого у них улучшается аппетит и становится более крепким дневной сон.
- Игры предусматривают определённые правила: ребёнок учится ориентироваться согласно обстановке, принимать быстрые решения.
- Забавы воспитывают чувство коллективизма, стремление взаимодействовать со сверстниками. Это особенно важно в период адаптации к детскому саду или после длительного перерыва в посещении ДОУ.
- Народные игры с раннего возраста позволяют приобщать дошкольников к национальным традициям, что важно для их патриотического воспитания.
Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
На прогулке включаем подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности; 2-3 игры малой и средней подвижности. Малоподвижные (“Сделай фигуру”, “Змея”, “Узнай кто позвал”); игры средней активности (“Зима”, “Заморожу”, Кто самый внимательный”); игры с высокой двигательной активностью (“Мышеловка”, “Ловишка с ленточками”, “Гуси-лебеди”).
Выбор игры зависит от погоды, температуры воздуха. В теплые дни игровую деятельность лучше начать с игры малой подвижности, затем игра большой подвижности. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.
Виды игр на прогулке:
-игры-эстафеты («Успей первым», «Гонки санок», «Быстрые упряжки», «Чья пара скорей»)
-сюжетные подвижные игры («Лиса в курятнике», «Зайка беленький сидит», «Найди Снегурочку»)
-игры с элементами спорта («Снайперы», «Стенка-мишень», «Кто дальше»)
-народные игры (русская народная забава «Льдинка», игра «Царь горы», «Каблучок», «Снежная башня», «Штурм крепости», «Мороз Красный нос»)
-хороводные («Снежиночки-пушиночки», «Хоровод с санками», «Снежная карусель», «Затейники»).
-спортивные упражнения («Белые медведи», «По снежному мостику», «На ровном месте», «катание на санках», «Скольжение» и т.д.).
Игры следует организовывать в соответствии с зимней тематикой, использованием зимних построек. Чтобы интерес к играм не снижался, следует проводить их, используя новые игровые варианты.
Участие педагога в играх детей обязательно! Это поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и интерес к различным формам двигательной активности.
Исключаются хороводы с пением, с длинными речевками. Педагогам следует следить, чтобы воспитанники громко не кричали, т.к. это может привести к различным заболеваниям горла и голосовых связок.
В морозную погоду предпочтительнее проводить такие игры, в которых принимают участие все воспитанники группы.
Детей с высоким и средним уровнем двигательной активности следует вовлекать в игры на развитие внимания и точности выполнения движений. Детей с низким уровнем двигательной активности - вовлекать в игры на быстроту движений, на скорость.
Для детей 5-6 лет дополнительно организуются игры: катание на санках, ходьба на лыжах, прогулки – походы в ближайший зимний лес длительностью от 1,5 до 2 часов на дистанцию 2,5 - 3км. в сопровождении 2 взрослых: 2 воспитателя; воспитатель и младший воспитатель; воспитатель и родитель.
Зимой очень увлекательно сооружать разные постройки из снега, лепить различные фигуры. Можно брать с собой на прогулку лопатки, совочки, ведерки и метелочки.
Для старших дошкольников используются более сложные игры. Играя и упражняясь на улице зимой, дети получают возможность проявить смелость, самостоятельность, ловкость и сноровку.
Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько радости, веселья, удовольствия доставляет детям зимние прогулки. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Для организации игровой деятельности детей на прогулке дома для родителей можно провести консультацию.
Взаимодействие с ребенком на прогулке может стать очень важным и
продуктивным компонентом его развития. Но для многих родителей прогулки - это простое «выгуливание» ребенка, когда ему предоставляют возможность подышать свежим воздухом, подвигаться, встретиться со сверстниками.
Несмотря на то, что за окном мороз, не следует засиживаться дома перед телевизором или компьютером. И без того короткие зимние дни лучше проводить на улице. Для детей любая погода хороша, и ежедневная прогулка необходима Так, полезно прогуляться с ребенком по заснеженному парку или скверу, где в это время года особенно красиво, подышать свежим воздухом . Зимний чистый воздух очень полезен ребенку.
Дети должны находиться на улице примерно от 3 до 4 часов ежедневно.
Старайтесь организовать прогулки со своим ребенком зимой продолжительностью не менее получаса, но при этом выходить гулять нужно два раза в день. Это именно то минимальное время, которое благоприятно повлияет на состояние ребенка и позволит укрепить его иммунитет.
Одежда не должна сковывать движения ребенка. Поэтому не стоит одевать слишком много вещей, боясь, что ребенок замерзнет. Напротив, вспотев, у малыша больше шансов простудиться, чего как раз и боятся мама с папой. Собирая ребенка на прогулку, придерживайтесь правила: Одеваем ребенка по погоде.
Чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.
Попробуйте поиграть в специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий.
Задания на внимание:
Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.
Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.
Изучайте на снегу следы следы птичек и животных.
Растворите в воде цветную акварель, залейте получившуюся краску в пластиковую бутылку, проделав в крышке дырочку. Тепло оденьтесь и отправляйтесь создавать рисунки-шедевры на снегу.
А можно прихватить с собой разноцветные ледяные фигурки, приготовленные заранее дома (вместе с малышом). На улице из льдинок можно выкладывать сказочные узоры. А если при заморозке в каждую форму опустить петельку из ниток, то в итоге получатся ледяные елочные игрушки, которыми на прогулке можно украсить елочку, либо любой другой куст или дерево. Главное, чтобы в украшении принимал участие сам малыш, а поэтому выбирайте такое дерево, чтобы ребёнок сам мог дотянуться до веток.
Постройте с малышом сказочный замок снежной королевы и украсьте его ледяными фигурками (окна, двери).
Когда на улице лежит снег и светит ярко солнышко, берите фотоаппарат и делайте красивые снимки зимнего пейзажа. Пусть маленький фотограф сам выбирает что снимать. Распечатав особо удачные снимки, можно украсить стены вашей квартиры.
Ну конечно же, как зимой без снеговика! Надоело лепить обычного снеговика? Тогда слепите сказочного героя, которого знает ваш ребенок.
Творите вместе с малышом, используя при этом любые подручные материалы: цветные ледяные фигурки, шишки, ветки, нитки, пуговицы, камешки, стаканчики из-под йогурта, крышечки от детских пюре и т.д.
Если спокойные прогулки не очень привлекают ребенка, то на помощь придут санки, коньки и лыжи.
После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме.
Включайтесь в игру сами, играйте весело с удовольствием. В ходе совместной деятельности у ребенка формируются навыки взаимодействия и общения. Использование игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования интереса к физической активности, что является одним из главных в укреплении и сохранении здоровья детей, приобщении их к здоровому образу жизни.
Когда ребенок на улице занят активными действиями, то продолжительность прогулки может быть увеличена. Для этого необходимо соблюсти некоторые правила при прогулке с детьми:
-не предлагайте игр и забав, где нужно долго и интенсивно бегать (чтобы дети не вспотели);
-в игре не должно быть трудновыполнимых движений;
-игры со снегом следует проводить в тёплую погоду, когда снег мягкий;
-для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;
-зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке
Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построить снежные башни и лабиринты.