Картотека зимних прогулок для детей старшего дошкольного возраста
Прогулка №1
Наблюдение за сезонными изменениями (декабрь)
Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.
Ход наблюдения
Зимние месяцы учим:
Декабрь – начало зимы!
Он мягкие снежные тучи
Берет у пингвинов взаймы!
Он льдом укрывает все речки
И лично придумал коньки;
Заснежит дорожки, крылечки –
Веселые будут деньки!
Воспитатель знакомит детей с приметами зимы:
Декабрь год кончает — зиму начинает.
Теплая зима к холодному лету.
Солнце летом греет, а зимой морозит.
Вот и закончилась осень и на смену ей пришла зима. Зима включает в себя три календарных месяца: декабрь, январь и февраль. Декабрь — первый зимний месяц. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Деревья и кустарники стоят голые без листьев. Идет не дождь, а снег. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь "хмурень" — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.
Воспитатель задает детям вопросы:
♦ На смену какому времени года приходит зима?
♦ Как узнать, что наступила зима?
♦ Сколько зимних месяцев?
♦ Какой месяц начинает зиму?
♦ Как называют в народе декабрь? Почему?
Дидактическая игра «Кто больше?».
Цель: упражнять в подборе определений к существительным.
Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т.д.)
Трудовая деятельность
Сбор и вынос мусора.
Цель: закреплять умение трудиться в коллективе
Подвижные игры
«Мы веселые ребята».
Цель: упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием.
«Мороз – Красный нос».
Цель: развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.
Пальчиковая гимнастика
«Зима». Цель: развивать мелкую моторику рук.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков.
Самостоятельная игровая деятельность
Цель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.
Прогулка №2
Наблюдения за изменениями в лужах.
Цель: продолжать знакомить с различным состоянием воды; учить наблюдать изменения в неживой природе; рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе, развивать речь.
Ход наблюдения
Мне серая лужа простудой грозила
Расхлюпалась грязь,
И весь день моросило.
И не было в мире скучнее двора,
Чем тот, где пытались гулять мы вчера.
Сегодня на ветках не капли, а льдинки,
По грязи идем, не испачкав ботинки,
А бывшая лужа с водой ледяной,
Дрожит и трещит, и хрустит подо мной.
Беседа по содержанию стихотворения.
Воспитатель напоминает детям, что летом лужи были теплые, быстро испарялись. В декабре кромка лужи замерзает, тая днем под солнцем, а в морозный день промерзает полностью.
Предлагает рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Попробовать разбить лед ботинками. (Он тонкий, хрупкий и быстро ломается).
Если бросить льдинки ,они разбиваются на мелкие кусочки (лед твердый). Если взять льдинку в руки, она растает.
Воспитатель задает детям вопросы: и загадывает загадку:
♦ Какая на улице погода?
♦ Если на улице мороз, то во что превратится вода?
♦ Что можно делать на льду?
Загадывает загадку:
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это-...(Лёд.)
Исследовательская деятельность
Определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.
Дидактическая игра
«Кто больше?».
Цель: упражнять в подборе определений к существительным.
Лед какой? Прозрачный, тонкий, толстый, блестящий, стеклянный, голубой, скользкий, гладкий, холодный.
Трудовая деятельность.
Уборка мусора на участке.
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания
кий).
Подвижные игры
«Мы веселые ребята».
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу.
«Мороз – Красный нос».
Цель: развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков.
Прогулка №3
Наблюдение за небом
Цель: развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.
Ход наблюдения
Шатер огромный над землей,
Так часто цвет меняет свой.
Бывает синий, голубой,
Бывает серый и седой.
Бывает черный, звездный,
Бывает очень грозный.
Он посылает дождь и снег,
К нему стремится человек,
Он радугой порой играет.
И нет ему конца и края.
Беседа по содержанию стихотворения
Воспитатель загадывает детям загадку и задает вопросы:
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый —
Кружевной и синий-синий!
♦ Какое сегодня небо?
♦ Каким может быть небо в разную погоду и время года?
♦ Может ли цвет неба влиять на настроение?
♦ Есть ли на небе тучи?
♦ Что с ними случится, если подует ветер?
Дидактическая игра
«Назови больше».
Цель: учить подбирать прилагательные к существительному «Небо»
Исследовательская деятельность
«Разноцветное небо».
Цель: доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.
Трудовая деятельность
Ремонт ведерок, машин.
Цель: воспитывать любовь к труду, получать радость от выполненной работы.
Конструктивная деятельность
Цель: практиковать в постройке многоуровневых башен с использованием ведер разного размера.
Индивидуальная работа
Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).
Цель: вырабатывать координацию движений.
Подвижные игры
«Передай и встань».
Цель: воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.
«Ловишки с ленточками». Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом
Прогулка №4
Наблюдение за сезонными изменениями
Цель: формировать понятия о явлениях природы (иней, снег, заморозки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения
С утра неохотно
Зима хлопотала –
Опавшие листья,
В саду подметала.
Потом за работу,
Взялась горячей,
И льдом застелила
Притихший ручей.
Потом, поднимаясь,
Все выше и выше,
Зима побелила
Заборы и крыши,
Укутала ветви
Дубка и сосны,
Чтоб сладко спалось им
До самой весны.
Зима приходит после осени. Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Зимой бывают вьюги, метели, морозы, снегопады. День становится короче, ночи – длиннее. Солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.
На сером небе – облака и тучи, из которых идёт снег. В холодную погоду снег идёт крупинками и иголочками, а в тёплую – снежинки слепляются в хлопья. Деревья и провода порываются красивым серебристым инеем. Лиственные деревья стоят голые (берёза, клён), а хвойные (ель, сосна) – в зелёных иголочках. Некоторые звери зимой спят (медведи, ежи), насекомые (мухи, осы). Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.
Воспитатель загадывает детям загадки:
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Без рук, без ног,
Рисовать умеет (Мороз)
В небе кружатся,
На землю ложатся,
Белые, резные,
Холодные такие
Звёздочки-пушинки
Что это?... (Снежинки)
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке. Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.
Подвижные игры
«Ловишка», «Бездомный заяц».
Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;
воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа
Прыжки на одной ноге.
Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.
Прогулка №5
Наблюдение за первым снегом
Цель: учить замечать изменения в природе, познакомить с природным явлением — снегом;
показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.
Ход наблюдения
Утром ранним я проснулся,
С наслажденьем потянулся,
Подошел к окну — и вдруг! —
Первый снег летит вокруг!
Вот так чудо! Вот так сказка!
Вспомнил я свои салазки.
С гор катанье, крики, визги,
От снежков разбитых брызги...
Только стал снежок редеть,
Перестал совсем лететь,
На земле вконец увял,
Прослезился и... пропал.
Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку:
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки.)
Вот и выпал первый снег. Первый снег идёт очень тихо и обычно быстро заканчивается. В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, растаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок — не лежек; первый прочный снег выпадает ночью».
На земле присыпанной снегом, все остановилось в росте. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. Снег растаял... А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит.
Воспитатель задает детям вопросы:
♦ Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.)
♦ Какой он на ощупь? (Мокрый.)
♦ Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)
Исследовательская деятельность
Определить место, где снег быстрее тает. Найти место, где снег еще не растаял.
Опыт «Таяние снега»
Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку, принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей, что вода грязная.
Вывод делают дети: снег под действием тепла тает, превращаясь в воду.
Трудовая деятельность
Утепление снегом корней деревьев.
Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.
Подвижная игра
«Снежная королева»
Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
Индивидуальная работа
«Попади в цель».
Цель: развивать глазомер и силу броска.
Прогулка №6
Наблюдение за снегом и льдом
Цель: закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.
Ход наблюдения
Снег на улице и стужа.
Крепким льдом забита лужа.
От дороги робко
Веточками тропки,
Тянутся к домам:
— Погреться можно к вам?
Воспитатель загадывает загадки и задает детям вопросы.
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это-...(Лёд.)
В небе кружатся,
На землю ложатся,
Белые, резные,
Холодные такие
Звёздочки-пушинки
Что это?... (Снежинки)
♦ Из чего состоит лед?
♦ Какие свойства льда (снега) вам знакомы?
♦ Как образуются снежинки?
Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блестит, гладкий, твердый, хрупкий. Воспитатель предлагает детям погладить поверхность для определения гладкости. Ударить по льду для обнаружения прочности и хрупкости.
Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.
♦ Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажный, сырой.)
♦ Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.)
Дидактическая игра
«Назови больше». Цель: учить подбирать прилагательные к существительному «Снег»
Исследовательская деятельность
Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан плотно или рыхло.
Трудовая деятельность
Расчистить дорожки от снега.
Цель: учить действовать лопатками, воспитывать трудолюбие.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Выложи сам»
Предложить детям выложить снежинку из палочек или спичек на столике.
Подвижные игры
«Метелица». Цель: воспитывать коллективизм и товарищество.
«Два Мороза». Цель: развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу. Индивидуальная работа
«Попади в цель». Цель: развивать глазомер и силу броска.
Прогулка №7
Наблюдение за трудом дворника
Цель: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря;
воспитывать любовь и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Засыпало снегом
наш маленький дворик.
Шагает с лопатой
по дворику дворник.
Сгребает сугробы.
Таков его труд.
Нелёгкое дело –
прокладывать путь.
За дворником –
топают дядя и тётя.
Бегут на автобус,
спешат на работу.
И мамы ведут
малышей в детский сад.
А следом за всеми
идёт снегопад.
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на работу дворника.
Загадывает загадку и задает детям вопросы:
Он с утра пораньше встанет,
Лопату в руки возьмет,
Тротуар почистит,
И весь двор уберет.
(Дворник)
♦ Что делает дворник зимой на территории детского сада?
♦ Какие орудия труда он использует для работы?
♦ Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
♦ Нужна ли работа дворника людям и природе?
Дидактическая игра
"Кому что нужно для работы"
Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда. Воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.
Трудовая деятельность
Помощь дворнику.
Цель: развивать стремление трудиться вместе со взрослыми; воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Два мороза», «Горелки».
Цель: упражнять в беге; закреплять умение соблюдать правила игры.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
Собрать из прутиков веник.
Пальчиковая гимнастика "Снегопад".
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом
Прогулка №8
Наблюдение за ветром
Цель: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям. Учить определять силу ветра.
Ход наблюдения
Ветер дул всю ночь,
Шумели ели,
Морщинилась вода.
Сосны старые скрипели,
Ивы гнулись у пруда,
Выло, дуло, завывало.
И когда пришел рассвет,
Ветра будто не бывало,
Будто не было и нет.
Воспитатель обращает внимание детей на ветер. По каким признакам это можно узнать (качаются ветви деревьев, бегут облака). Просит самостоятельно дать характеристику ветру: сильный, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью вертушки понаблюдать за его движением (откуда и куда дует ветер). Остается ли положение вертушки постоянным, или оно меняется? (Вывод: ветер может дуть с разных сторон.)
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какая сегодня погода?
♦ Как называется снег с ветром?
♦ Как образуется ветер?
Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.
Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.
Дидактические игры
«Ветер, ветер, ты какой?».
Дети рассуждают о ветре, и описывают его. ( Сильный, слабый, порывистый, холодный, шквалистый, утренний, зимний и т.д.)
Цель: упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.
«Выложи сам» — выкладывание картинки из пластмассовых пробок.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Исследовательская деятельность
Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему.
Трудовая деятельность
Коллективный труд на участке по уборке территории.
Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах; учить сочетать силу и быстроту.
Подвижные игры
«Горелки». Цель: закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость.
«Хитрая лиса». Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Индивидуальная работа
«Найди предмет».
Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
находить предмет по описанию.
Самостоятельная игровая деятельность
Цель: дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.
Прогулка №9
Наблюдение за птицами зимой
Цель: формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна,
Будет им зима.
Воспитатель задает детям вопросы и загадывает загадки.
♦ Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
♦ Почему они прилетают к жилью человека?
♦ Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
♦ Почему зимующих птиц надо подкармливать?
♦ Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
♦ Какой корм они охотнее поедают?
♦ Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?
♦ Есть ли кормушка возле вашего дома?
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...(Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...(Cорока)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка,
И полоска шарфика. (Синица)
Трудовые поручения
Покормить птиц.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению поручений. Воспитывать желание ухаживать за братьями нами меньшими.
Подвижные игры
«Ловкая пара».
Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.
«Попрыгунчики воробьи».
Цель: воспитывать быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа
Метание мешочков с песком вдаль и в цель. Цель: развивать координацию движений.
Прогулка №10
Наблюдение за синицей
Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения
Синица расписная свистит, не уставая.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень-тень!
Как хорош весенний день!»
Что это за птица? (Синица)
♦ Как она выглядит и какого она цвета?
♦ Как она кричит?
♦ Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
♦ Чем питаются синицы?
♦ Как люди заботятся о них?
♦ Какую пользу синицы приносят?
Синицы в основном питаются вредными насекомыми, которых вытаскивают, своими острыми клювами из-под коры деревьев. Такая полезная деятельность уничтожает вредителей и в зимнее время, когда многие насекомоядные улетают на юг, к теплу. Также польза синиц заключается в том, что они извлекают насекомых из таких укрытий, которые недоступны более крупным птицам, например, дятлам.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за синичками, сидящими на ветках деревьев.
Объясняет детям, что в гололед, когда ветки деревьев покрываются корочкой льда, синички голодают, потому что не могут доставать насекомых из-под коры. В такое время необходимо подкармливать птичек. Птиц можно покормить семенами подсолнечника, хлебными крошками, а ещё синички любят сало.
Трудовая деятельность
Приготовление корма для птиц.
Цель: приучать детей с помощью взрослых кормить птиц.
Дидактическая игра
«Какие - это птицы».
Цель: учить называть зимующих птиц.
Трудовая деятельность
Покормить птиц.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению поручений
Подвижные игры
«Птички и клетка»
Цель: упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения. «Два мороза»
Цель: упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость.
Индивидуальная работа
Упражнять в прыжках в длину с места.
Цель: развивать ловкость, выносливость.
Игровая деятельность по интересам детей
Цель: развивать у детей самостоятельность, стимулировать активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.
Прогулка №11
Наблюдение за неживым объектом. За деревьями и кустарниками.
Цель: формировать знания о жизни растений зимой. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку:
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.
(Дерево зимой)
Воспитатель с детьми рассматривают деревья и кустарники. На зиму деревья и кустарники сбрасывают листву, но они не умирают, а просто отдыхают. Сокодвижение и рост замедляются. Веточки особенно уязвимы, они хрупкие, ломкие, поэтому их нужно оберегать. А вы знаете, почему деревья не промерзают? У них есть защита: все лето деревья откладывают под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старее деревья легче переносят холод.
Можно ли узнать, какое это дерево, если на нем нет листьев? Зимой деревья обнажены и хорошо видны их ствол и ветви. Предлагает детям сравнить стволы у разных деревьев, определить различия в коре, толщине, форме, высоте. Найти березу, клен, тополь, липу. Сравнить стволы, прикоснуться к ним, выявить отличия.
Воспитатель задает детям вопросы:
♦ Назовите, какие деревья, и кустарники вы знаете?
♦ Как мы помогаем деревьям перенести холодную зиму?
♦ Почему они не промерзают?
♦ Чем деревья отличаются от кустарников?
♦ Как называют деревья, которые сбрасывают листья?
♦ Какую пользу приносят деревья и кустарники?
Конструктивная деятельность.
Изготовить с детьми рисунки коры деревьев. Для этого взять белый лист бумаги приколоть его к дереву и закрасить его мягким карандашом или мелом. Подписать название дерева, рядом с рисунком коры можно нарисовать само дерево или его плоды.
Дидактические игры
«Отгадай, кто, где стоит?»
Цель: совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, понимать смысл пространственных соотношений.
«Найди старое дерево и молодое»
Цель: учить детей по внешнему виду определять дерево.
Трудовая деятельность
Сбор и вынос мусора.
Цель: закреплять умение трудиться в коллективе.
Упражнение на развитие основных видов движений
Бег «змейкой» между деревьями.
Подвижные игры
«К названному дереву беги»
Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.
«Заморожу»
Цель: продолжать учить детей согласовывать движение с проговариваемым текстом.
Индивидуальная работа
Прыжки вокруг дерева с чередованием на одной и двух ногах. Цель: развивать координацию движений; воспитывать силу, выносливость.
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом
Прогулка №12
Наблюдение за прохожими.
Цель: обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Сформировать представления о сезонной одежде. Развивать наблюдательность.
Ход наблюдения
Прекрасная зима,
На улице морозно.
Оденусь поскорей,
И потеплей как можно!
Одену рукавички,
Мне их связала мама.
И шапку меховую
Я натяну упрямо.
Все озеро во льду,
Деревья серебрятся,
И все вокруг в снегу,
А я пойду кататься.
Воспитатель обращает внимание детей на прохожих, во что они одеты. Почему они идут быстро, пряча свои носы в воротники пальто?
Воспитатель загадывает загадки и задает детям вопросы:
♦ Какое сейчас время года?
♦ Какая сегодня погода?
♦ Какую вы знаете зимнюю одежду?
♦ Из чего она сшита, связана? Почему?
Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их (Рукавички.)
♦ Как вы думаете, для чего нужны рукавички? Какие бывают рукавички?
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф.)
♦ Для чего нужен шарф?
Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр.
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка.)
♦ Для чего нужна шапка? Какие бывают шапки?
♦ Можно ли ходить без шапки зимой? Почему?
Дидактическая игра
«Назови ласково». «Зимняя одежда». Цель: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Подвижные игры
«Иголка, нитка, узелок». Цель: учить действовать согласованно друг с другом; ловкость и быстроту. «Части тела». Цель: развивать быстроту реакции и сообразительность, повышать эмоциональный фон.
Трудовые поручения
Очистить друг другу одежду. Цель: воспитывать желание помогать друг другу.
Индивидуальная работа
Упражнение на развитие мелкой моторики рук "Расстегни и застегни"
Самостоятельно застегнуть пуговицы перед прогулкой и расстегнуть после прогулки.
Прогулка №13
Наблюдение за сезонными изменениями (январь)
Цель: формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы середины зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.
Ход наблюдения
Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе,
Много снегу во дворе.
Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым,
Все, что видит на пути. (Снег).
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник
Он узоры на окне. (Мороз)
Январь — второй зимний месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». «Месяц январь – зимы Государь» – так народ говорит. В январе солнце поднимается выше, светит ярче, день становится чуть – чуть длиннее
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Почему январь называют «лютым», «лютовеем»?
♦ Как вы думаете, почему говорят: «Зимой тулуп всякому люб»?
♦ Что изменилось в одежде людей по сравнению с декабрем?
♦ За каким месяцем идет январь?
♦ Зачем засыпают корни деревьев снегом?
Дидактическая игра
«Кто больше?». Цель: упражнять в подборе определений к существительному «Зима».
Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т.д.)
Трудовые поручения
Предложить детям накидать снега на клумбы, около стволов деревьев и кустарников.
Цель: закреплять умение трудиться в коллективе.
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием.
«Мороз – Красный нос»
Цель: развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.
Пальчиковая гимнастика
«Зима»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков.
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом
Прогулка №14
Наблюдение за зимующими птицами (воробей).
Цель: формировать представление о зимующих птицах, учить узнавать их по внешнему виду; формировать представления о способах добывания пищи зимой, о заботе человека о птицах.
Ход наблюдения
Я – воробушек обычный,
К русской зимушке привычный.
Хоть свирепы холода,
Мне метели не беда.
Если ты кладешь в кормушку
Хлеба вкусного краюшку.
Птицам крошек не жалей,
Станет другом воробей.
Воспитатель обращает внимание детей на прилетевших на участок птиц. Предлагает детям вспомнить, какие птицы называются зимующими. Напоминает, какие птицы называются оседлые, вместе с детьми перечисляет их. Вместе с детьми обращает внимание на характерные признаки воробья: маленький с короткими и округлыми крыльями, спинка коричневая, на щеках черные пятна, на крыльях – полоски, ножки короткие и крепкие. Клюв тонкий, твердый, к концу заостренный. Обращает внимание детей на то, как ходит воробей. Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В холодную погоду воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, распустив крылышки, нахохлившись. Зимой воробьям холодно и голодно, нет насекомых, нет зерен, семян, все заметено снегом.
Затем воспитатель задает вопросы:
♦ Какое время года?
♦ Назовите признаки зимы?
♦ Каких птиц называют зимующими?
♦ Чем они питаются?
♦ Каких зимующих птиц вы знаете?
♦ Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
♦ Как человек может помочь зимующим птицам?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Трудовые поручения
Покормить птиц.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению поручений. Воспитывать желание ухаживать за братьями нами меньшими.
Дидактическая игра
«Опиши – мы отгадаем».
Цель: учить детей описывать птиц или называть несколько отличительных признаков, не называя названия птицы. Развивать память, мышление, активизировать речь.
Подвижные игры
«Попрыгунчики воробышки».
Цель: воспитывать быстроту, ловкость.
«Птицелов»
Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.
Индивидуальная работа
Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).
Цель: вырабатывать координацию движений.
Прогулка №15
Наблюдение за явлениями природы: иней, мороз.
Цель: продолжать знакомить детей с явлением в природе – инеем. Развивать наблюдательность. Интерес к явлениям неживой природы.
Ход наблюдения
Инеем покрыты деревья и кусты
Я, кажется, не видел подобной красоты.
Знакомые деревья сейчас не узнаю.
В какой-то сказке зимней я, кажется, стою.
Любуюсь красотою и глаз не отвести.
Боюсь, что кто-то сможет весь иней растрясти,
Но всё же этот кто-то внезапно налетел,
Подул, и иней с веток тихонечко слетел.
А как красиво падал, сверкая и кружась!
Вот чудеса природы увидел я сейчас.
Привлекает внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Какие изменения произошли в природе? Что такое лежит на земле и на деревьях? Почему появился иней?
Иней - тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым.
Объясняет, что в отличие от льда, иней деревьям не вреден.
Воспитатель загадывает загадки
В белом бархате деревня –
И заборы, и деревья,
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает. (Иней)
Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей,
Кто же этот чародей? (Мороз)
Исследовательская деятельность
На прогулку воспитатель выносит на мороз очень горячую воду и держит над ней ветку.
Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу.
Что это? Это иней.
Дидактическая игра
«Назови зимние месяцы».
Цель: учить детей по приметам называть зимние месяцы.
Трудовая деятельность
Уборка участка.
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Подвижные игры
«Два Мороза»
Цель: упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость.
«Ловишки».
Цель: учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.
Индивидуальная работа
Развитие движений: кто дальше бросит. Цель: упражнять в метании предметов вдаль.
Игровая деятельность по интересам детей
Цель: продолжать развивать у детей самостоятельность, стимулировать активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.
Прогулка №16
Наблюдение за вороной
Цель: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; углублять знания о ее обитании, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.
Ход наблюдения
Очень эта птица умна,
Звать вороною её.
Если в стае крикливо — громка, шумна,
Ведь крикливо вороньё.
«Кар» — кричать, она умеет,
Часто – часто, много раз,
Спорить с ней никто не смеет,
Ведь коварства в ней запас.
Всё подряд едят вороны,
Без разговора тянут всё,
Не знакомы им препоны,
Воровато воронье!
Воспитатель обращает внимание детей на ворону, предлагает понаблюдать за птицей, за её внешним видом, за её повадками.
Ворона – птица двухцветная: туловище пепельно-серое. Клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост – чёрные.
Питается эта птица тем, что найдет. Летом ворона питается насекомыми, яйцами мелких птиц, грызунами и семенами трав. А зимой – в основном отбросами. Зиму птицы проводят у жилья человека, где могут прокормиться на свалках различными отходами (обледеневшими картофельными очистками, селёдочными головками, костями с остатками мяса, кусками хлеба и другими съедобными пищевыми отбросами).
Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу.
♦ Раскаркались вороны всей стаей - к морозу;
♦ Устроили в небе хоровод - к снегопаду;
♦ Сидят на земле - к оттепели;
♦ Расселись на нижних ветках деревьев - жди ветра.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
♦ Какие у вороны клюв, хвост, крылья?
♦ Эта птица улетает в теплые края или нет?
♦ Где она живет?
♦ Чем питается? Кто-нибудь из вас видел, как ест ворона?
Дидактическая игра
«Скажи одним словом». Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…). И т. д.
Трудовая деятельность
Наведение порядка на участке. Собрать крупный мусор и палочки.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Подвижная игра
«Совушка». Цель: учить ориентироваться в пространстве. Развивать интерес к игре.
«Сокол и голуби». Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.
Индивидуальная работа
Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание). Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.
Цель: вырабатывать выносливость, координацию движений.
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом.
Прогулка №17
Наблюдение за снегопадом
Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
Ход наблюдения
Как кусочки сладкой ваты
Белый снег летит куда-то.
И на радость детворе
Покрывалом во дворе
Белый снег ложится,
И опять кружится.
Не боюсь я снегопада —
Я во двор бегу с лопатой!
Будет горка, будут башни,
Снеговик и кот домашний.
Воспитатель привлекает внимание детей, как падает снег, как падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. На что они похожи? Снежинки похожи на белые звездочки. Предлагает детям протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок, рассмотреть их. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок.
Воспитатель задает детям вопросы:
♦ Какая сегодня погода?
♦ Почему скрипит снег?
♦ Где образуются снежинки? Почему?
♦ Какой на ощупь снег?
♦ Когда снег бывает мокрый, когда сухой?
♦ Из какого снега легче лепить? Почему?
♦ Что такое снег?
♦ На что похожи снежинки?
Исследовательская деятельность
Поймать летящую снежинку на темный лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
Трудовая деятельность
Расчистка участка и дорожек от снега.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца
Дидактическая игра
Какой снег зимой? (Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, холодный, легкий и т. д.).
Цель: упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.
Подвижные игры
«Два Мороза»
Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, учить согласовывать движения со словами.
«Снежная королева»
Цель: воспитывать быстроту и ловкость
Индивидуальная работа
«Хоккей». Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом.
Прогулка №18
Наблюдение за березой зимой
Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
Ход наблюдения
Ой, какое вижу чудо! -
Белый снег лежит повсюду!
И вверху и на земле!
Прикоснулась я к коре.
А она белым - бела!
И зачем же навела,
На коре полоски
Белая березка?
Воспитатель обращает внимание детей на красоту березы, присыпанной снегом. Прекрасная береза зимой вовсе не теряет своей красоты, даже наоборот. Это изящное, хрупкое дерево с раскидистыми гибкими ветвями даже без листьев завораживает своим видом. Становится видно каждую мельчайшую веточку, их причудливое расположение, замысловатые сплетения. Береза зимой – будто королева красоты: стройная, изящная, с пышными белыми кудрями по пояс, сияющими в солнечном свете.
Предлагает рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки, сравнить с соседним деревом.
Напоминает, что береза является символом России.
Все деревья в зимнее время находятся в состоянии покоя, они спят.Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.
Воспитатель задает детям вопросы:
♦ Как чувствуют себя деревья зимой?
♦ Вспомните, какие они были осенью?
♦ В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)
♦ Как вы узнали березу?
♦ Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать?
♦ Как вы думаете, береза живая или нет? Почему?
♦ Как вы думаете, что было бы с деревом зимой, если бы остались листья на ветках?
♦ Что осталось на ветках березы зимой?
♦ Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?
♦ Почему березу называют русской красавицей, является символом России?
Исследовательская деятельность
Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят, как в теплых колыбельках, молодые листочки. Очистить почку от кожуры, показать зеленый листок.
Дидактическая игра
«Назови какая?». Дети придумывают красивые определения для березки, называют ее ласково.
Цель: упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.
Трудовая деятельность
Наведение порядка на участке. Сбор веточек и крупного мусора
Цель: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Пятнашки», «Догони соперника». Цель: развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.
Индивидуальная работа
«Резвый мешочек».
Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах вокруг березы.
Прогулка №19
Наблюдение за солнцем
Цель: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.
Ход наблюдения
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!
Воспитатель обращает внимание детей на солнышко на то, что оно светит, но не греет.
Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Воспитатель задает детям вопросы:
♦ Какой сегодня день: солнечный или пасмурный?
♦ Как вы узнали, что день сегодня ясный?
♦ Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите?
♦ В каком месте поднимается солнце?
♦ Какое солнце?
♦ На что солнце похоже?
♦ Какая сегодня погода?
♦ Как греет солнце?
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
Предложить детям выложить из мелких камушек солнышко.
Цель: развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение.
Исследовательская деятельность
Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.
Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.)
Трудовая деятельность
Уборка на участке
Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями. Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде, оказывать помощь взрослым. Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать. Учить детей работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Подвижные игры
«Горелки»
Цель: закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость.
«Солнце и луна»
Цель:
Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
Индивидуальная работа
Элементы хоккея.
Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
Игровая деятельность по интересам детей
Цель: развивать у детей самостоятельность, стимулировать активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.
Прогулка №20
Наблюдение «Следы птиц на снегу»
Цель: учить детей находить следы птиц и животных на снегу, различать их, составлять по результатам рассуждения краткий рассказ. Развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание, связную речь.
Ход наблюдения
Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след,
Затаил в себе секрет.
Вот трёхзубчатые вилы —
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница —
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след,
Рассказал мне свой секрет.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки. Рассудить вместе с детьми: кто здесь прошел, в какую сторону он направлялся, как передвигался, бежал, прыгал.
Задает детям вопросы:
♦ Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
♦ Что такое след?
♦ Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)
Воспитатель раздает детям карточки с нарисованными следами птиц. Предлагает определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
♦ Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)
Исследовательская деятельность
Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.
«Рисование следами».
Предложить детям нарисовать своими следами цветок, домик и т.д.
Цель: развивать воображение, фантазию.
Дидактическая игра
«Что сначала, что потом?». Цель: развивать логическое мышление, фантазию, продолжать учить отвечать полным предложением.
Трудовая деятельность
Коллективный труд на участке по уборке территории.
Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах; учить сочетать силу и быстроту.
Подвижные игры
«След в след». Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движения.
«Два Мороза. Цель: развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.
Индивидуальная работа
Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
Цель: улучшать координацию движений.
Самостоятельная деятельность детей
Цель: формировать умение находить себе занятие по интересам, объединиться в группы для совместных игр, воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе игры.
Прогулка №21
Зимушка – зима.
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.
Ход наблюдения
Если ветер злющий кружит,
Застеклились за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одежек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит – на снежинках
Опустилась к нам зима.
Воспитатель загадывает загадки и задает детям вопросы:
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
Белый-белый, словно мел -
К нам он с неба прилетел.
Лес укрыл, поля, лужок.
Что за кружево? (Снежок)
♦ Посмотрите и скажите, заметили ли вы наступление зимы?
♦ А какие изменения мы видим в зимней природе? (деревья стоят голые, везде лежит снег, не слышны пения птиц, речка покрыта льдом)
♦ После чего наступает зима?
♦ Назовите зимние месяцы?
♦ Что происходит в природе зимой?
♦ Какая бывает зимой погода?
♦ Что лежит на крышах домов и на улице?
♦ Что надевают люди зимой?
♦ Как живется зверям и птицам зимой?
♦ Почему? Как им можно помочь?
♦ Какие вы знаете зимние праздники?
♦ Дети, подумайте, как можно красиво сказать о снеге, о деревьях?
Снег лежит волнистым ковром и переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый, белый, мягкий снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в теплые снеговые шубы. Зима красивое время года!
Дидактическая игра
«Зима, какая?» (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная, снежная, и т.д.).
Цель: упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.
Пальчиковая гимнастика
«Снежинки» Цель: развивать мелкую моторику рук.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек, скамейки от снега.
Цель: воспитывать трудолюбие, дружескую взаимопомощь
Подвижные игры
«Снежная королева», «Два Мороза». Цель: развивать ловкость, быстроту. Упражнять в ориентировке в пространстве.
Индивидуальная работа
«Кто дальше?». Цель: упражнять в прыжках на двух ногах до определенного места.
Прогулка №22
Наблюдение за сезонными изменениями (февраль)
Цель: формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (заметное прибавление дня, первая капель, дуют ветры); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Ход наблюдения
Февраль пришел в конце зимы,
Холодный он, но рады мы,
Ведь очень скоро снег сойдет,
Подснежник нежный расцветет.
Воспитатель знакомит детей с приметами:
Февраль теплый - к холодной весне, а морозный - к благоприятному лету.
В конце месяца много длинных сосулек - к долгой весне.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее будет в марте.
Февраль — последний месяц зимы, конец холодной поры. Морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В феврале день становится длиннее, пригревает солнышко, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже. Когда наступает оттепель, снег делается липким, из него можно построить снежные крепости, лепить снеговиков.
Воспитатель загадывает детям загадки:
Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька.)
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Воспитатель задает детям вопросы:
♦ Назовите зимние месяцы?
♦ Что такое оттепель?
♦ Назовите признаки февраля?
♦ Какая погода в феврале?
♦ Как светит солнышко?
♦ Что происходит с долготой дня, ночи?
♦ Как называется погода, когда дует сильный ветер и идет снег?
Дидактическая игра
«Подбери признак к предмету»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Солнце (какое?) - …
Лед (какой?) - …
Мороз (какой?) - … .и т.д.
Трудовая деятельность
Уборка на участке малышей.
Цель: формировать трудовые умения, дружеские отношения.
Подвижные игры
«Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».
Цель: продолжать учить прыгать гигантскими шагами; начинать игру по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа
«Пройди осторожно». Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.
Прогулка №23
Наблюдение за зимним ветром в феврале
Цель: во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра).
Ход наблюдения
Ветры буйные запели.
Дуют в лица, дуют в спину.
Вдохновенье у Метели,
Пишет зимнюю картину.
Стали белыми дороги,
И деревья, и дома.
В белой каше вязнут ноги.
Наконец пришла Зима.
А Метель все красит белым,
Только белым...
Не пойму. Я внезапно стала смелой,
Я спросила: «Почему?»
И, докрасив белым ель,
Успокоилась Метель.
И довольная отныне
Улыбнулась очень мило:
«Просто в зимнем магазине
Продают одни белила».
Воспитатель предлагает детям посмотреть в окошко. Очень славится метелями, бурями, пургой зимний месяц февраль. Обращает внимание на то, как ветер поднимает снег с дороги и переносит его в другое место. С силой бьет в окно. Предлагает прислушаться, как завывает ветер за окном.
Когда ветер дует низовой, он метет снег только по земле и не поднимает его высоко от земли. Такое явление называется «поземка» (ветер гонит снег по земле). Поземка уносит снег с полей в овраги, рвы и ямы. Поземку, когда сильный порывистый ветер крутит снег над землей и полностью закрывает даль, называют метелью. Если в это время падает снег и сугробы быстро растут, надо переждать непогоду. В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замерзнуть. Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок.
Воспитатель предлагает детям вспомнить: Какие сказки о метели вы знаете? («Бабушка Метелица» (братья Гримм), «Морозко» (русская народная сказка), «Двенадцать месяцев» (В.Одоевский) и др.)
Задает детям вопросы:
♦ Какой месяц славиться метелями, бурями, пургой?
♦ Как вы думаете, что такое метель?
♦ Посмотрите внимательно, что происходит со снегом?
♦ Почему во время метели появляются сугробы?
♦ Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? Почему?
Трудовая деятельность
Изготовление вертушек для наблюдения за ветром.
Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески.
Подвижные игры
«Метелица».
Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.
«С кочки на кочку».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).
Прогулка №24
Наблюдение за сосульками
Цель: познакомить детей с явлением природы – сосулька; закрепить знания о различных состояниях воды.
Ход наблюдения
Блестят, переливаясь,
На солнышке сверкают,
И капелькой блестящей,
Слезинкой, тихо тают.
Веселая сосулька,
Морозная конфета,
Но есть её не надо –
Опасно очень это.
Воспитатель обращает внимание детей, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Снег тает и стекает капельками, сосульки не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую тает. Сосулька
начинает «плакать». Откуда произошло слово «капель»?
Воспитатель предлагает детям постоять тихонько и послушать, как падают капли.
Каждый ребенок рассматривает сосульку, трогает ее руками, выясняет, какая она — гладкая, шершавая и т.д.
Воспитатель предлагает ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожа сосулька?
Дети высказывают свои предложения: почему она такой формы, как образуется острый кончик?
Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.)
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:
Если сели на карниз,
То растут все время вниз. (Сосульки.)
♦ Из чего состоит сосулька?
♦ Какие бывают сосульки?
♦ Какие свойства льда вам знакомы?
♦ В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?
♦ Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?
♦ Почему сосульки растут «головой вниз»?
♦ Можно ли кушать сосульки? Почему?
Если появляются сосульки — это первый признак приближения весны. Капель — борьба весны с зимой.
Исследовательская деятельность
«Лед – твердая вода»
Воспитатель помещает сосульку в отдельную посуду, чтобы понаблюдать за состоянием сосульки в группе. Что с сосулькой произойдет? В одну баночку положили большую сосульку, а в другую баночку – маленькую. Какая сосулька растает быстрей? И почему?
Вывод: «Лед – это твердая вода» (Лед в тепле тает, становится водой)
Трудовая деятельность
Уборка крупного мусора на участке
Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.
Подвижные игры
«Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы».
Цели: учить согласовывать движения друг с другом; развивать глазомер.
Индивидуальная работа
«Кто дальше бросит?». Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.
Прогулка №25
Наблюдение за облаками
Цель: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.
Ход наблюдения
Каждый день издалека
Гонит ветер облака
Лёгкие, курчавые,
Гордовеличавые.
Он толкает облака,
В белоснежные бока.
Собирает кучею,
Чтобы сделать тучею.
Облака, какое чудо!
Замечал ли ты, дружок,
Как они под сильным ветром,
Превращаются в рожок.
А бывают, как овечки,
Что гулять спустились к речке.
К вечеру, когда заход –
Аметистом небосвод.
Гонит их пастух домой,
И они летят стрелой.
Вот какие облака,
Видишь ты, и вижу я.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
Воспитатель предлагает детям посмотреть на небо, какого оно цвета, обратить внимание на облака. Облака - это капельки воды, которые при нагревании солнечными лучами превратились в пар и поднялись вверх. Когда таких испарившихся капелек становиться много в одном месте, мы наблюдаем на небе облака. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые — перед дождем или снегопадом.
Воспитатель задает детям вопросы:
♦ Как можно охарактеризовать погоду сегодняшнего дня. Почему?
♦ Какая бывает погода зимой?
♦ Какие бывают облака? Как они передвигаются?
♦ Из чего они образуются? На что похожи?
Исследовательская деятельность
Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.
Пальчиковая гимнастика
«Облака». Цель: развивать речь, мелкую моторику рук.
Трудовая деятельность:
Коллективный труд на территории участка. Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Подвижные игры
«Горелки». Цель: закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость.
«Море волнуется». Цель: формировать творческое воображение
Индивидуальная работа
Развитие прыжков. Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.
Самостоятельная игровая деятельность
Прогулка №26
Наблюдение за лиственными деревьями
Цель: закрепить знания о растущих на участке деревьях. Развивать наблюдательность.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку:
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой,
Скинет с плеч ее долой? (дерево)
Воспитатель просит детей назвать деревья, которые растут на участке детского сада. Объяснить, почему они решили, что это дерево именно береза или клен? (По коре, по стволу, по семенам).
Сравнить все деревья между собой, в чем у них сходство, чем они отличаются. Обращает внимание на цвет и рисунок коры, на каких деревьях она гладкая, на каких имеет трещины, шероховатости, какого она цвета.
Стоят деревья и кусты зимой без листьев. Они зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям. Воспитатель предлагает детям подумать и рассказать. Как человек может помочь растениям пережить зиму?
Задает детям вопросы:
♦ Как называется дерево?
♦ Какое дерево – лиственное или хвойное?
♦ Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)?
♦ Какую пользу приносит людям, животным, птицам?
♦ Почему ветки деревьев зимой хрупкие?
♦ Зачем надо «окучивать» снегом деревья?
Под березой или кленом обращает внимание на землю (снег) под этими деревьями: есть ли сережки или семена клена?
♦ Почему семена клена называют «крылатыми»? Зачем нужны «крылышки» семенам?
Воспитатель, спрашивает у детей, как они понимают пословицу:
«Сломать дерево – секунды, а вырастить – годы»? (ответы детей)
Напоминает детям, что деревья надо беречь, не ломать ветки.
Исследовательская деятельность
Предложить набрать семян в ладошку и подбросить вверх. Понаблюдать, как и куда они полетят.
Дидактические игры
«Родственные слова» Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.
Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.
Клен. Кленовый, кленок. И т. д.
Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании..
«Узнай дерево по кроне». Цель: уметь узнавать дерево по кроне.
Трудовая деятельность
Собрать веточки на участке.
Цель: формировать трудовые умения; воспитывать умение действовать сообща.
Подвижные игры
«К названному дереву беги»
Цель: учить детей использовать в игре свои знания о названиях и внешних особенностях деревьев.
«Выше ножки от земли»
Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Индивидуальная работа
«Пройди осторожно». Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.
Прогулка №27
Наблюдение за солнцем в феврале
Цель: продолжать знакомство с природными явлениями. Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день). Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе, даже когда холодно и морозно. Поддерживать радостное настроение.
Ход наблюдения
Солнышко ясное, нарядись,
Солнышко красное, покажись,
Платье алое надень,
Подари нам красный день!
Воспитатель загадывает детям загадку и задает вопросы.
Ходит в небе жёлтый шар.
Воду превращает в пар.
В тучке скроется оно,
Нам становится темно.
Смотрит в каждое оконце
Удивительное… (Солнце).
Воспитатель предлагает детям найти на небе солнце. Обратить внимание, какого цвета небо. Есть ли на небе облака, тучи. В феврале свет прибывает, солнышко пригревает, оживают – птицы. Бойкие синицы взлетают на самые верхушки деревьев и затягивают веселую песенку. Оживляются воробьи, они собираются в стайки, садятся на кусты, изгороди, громко и радостно чирикают.
Напоминает, что погода бывает: солнечная, облачная, пасмурная, ветреная, безветренная, морозная. Вместе с детьми объясняет, почему так называется погода.
Воспитатель задает детям вопросы:
♦ Какой сегодня день: солнечный или пасмурный?
♦ Как вы узнали, что день сегодня ясный?
♦ Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите?
♦ В каком месте поднимается солнце?
♦ Какое солнце?
♦ На что солнце похоже?
♦ Как греет солнце?
♦ Расскажите, что делают птицы в феврале?
Исследовательская деятельность
Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.
Коммуникативная:
Как вы думаете, какие предметы нагреются сильнее тёмные или светлые?
Как вы думаете, с помощью чего можно долго смотреть на солнце?
Вывод: тёмные предметы согреваются быстрее. На солнце можно долго смотреть с помощью тёмных стёкол.
Трудовая деятельность
Сбор мусора на участке.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Перенеси предметы»
Цель: учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость.
«Горелки»
Цель: учить детей бегать в парах на скорость.
Индивидуальная работа
Развитие движений. Цель: закреплять умения двигаться приставным шагом.
Прогулка №28
Цель: закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).
Ход наблюдения
Сторожит собака дом,
Без ружья, одна притом!
В холод, ветер, дождь, мороз,
Служит верно людям пёс.
Конь работает бессменно,
Возит он дрова и сено.
Без кота нельзя никак:
Он мышам первейший враг.
Служит честно нам корова —
Вся еда к столу готова:
Молоко, сметана, сыр,
Масло, сливки и кефир.
Шерсть барана и овечки,
Греет лучше всякой печки.
Шапки, свитер, рукавицы,
Вяжут бабушкины спицы,
Чтоб холодною зимой,
Не простыли мы с тобой.
Воспитатель задает детям вопросы:
♦ Каких домашних животных вы знаете?
♦ Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы?
♦ Почему животных перестали выгонять на пастбища?
♦ Как люди ухаживают за домашними животными?
♦ Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.
♦ Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.
♦ Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?
♦ Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?
♦ Какие стихи и загадки вы знаете про животных?
Дидактические игры
«Кто как кричит». Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
«Назови ласково».
Цель: словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Трудовая деятельность
Покормить птиц.
Цель: прививать заботу и любовь к птицам.
Подвижные игры
«Хитрая лиса»
Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Игра – эстафета «Передай палочку»
Цель: упражнять детей в беге, учить действовать в соответствии с правилами эстафеты.
Индивидуальная работа
«Кто дальше?»
Цель: метание мешочков с песком в горизонтальную цель с расстояния 2-3 метров.
Самостоятельная игровая деятельность детей
Прогулка №29
Наблюдение за легковым транспортом
Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку:
Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса.
Из под них клубится пыль.
Это что?… (Автомобиль)
Воспитатель обращает внимание детей на транспорт проезжающий мимо участка в детском саду.
Предлагает рассмотреть замеченный стоящий поблизости автомобиль. Определить цвет, посчитать колеса, сколько дверей и зачем такое количество. Спрашивает у детей для чего нужно запасное колесо, зачем нужны фары.
Предлагает ответить на вопросы:
♦ Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части.
♦ Вспомните, какой общественный транспорт вы знаете?
♦ Какие виды транспорта вы ещё знаете?
♦ Скажите, зачем нужна автостоянка?
Воспитатель уточняет у детей где ездят машины, как и где переходить улицу.
♦ Как автомобили влияют на окружающую среду?
♦ Чем полезен транспорт? Чем вреден транспорт?
♦ Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу?
♦ Каких автомашин больше в нашей станице? Почему?
Воспитатель загадывает детям загадки:
Он возит малышей и взрослых,
Под ним – четыре колеса
Нам ехать в нем легко и просто:
На всех рассчитаны места (Автобус).
Он вспашет плугом огород,
И сено быстро привезет.
Ты точно знай – сегодня, завтра,
Он называться будет … (Трактор).
Дидактическая игра
«Подбери признак». Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Машина (какая?) - … Самолет (какой?) - … .
Исследовательская деятельность
Сравнивание разных видов транспорта (находить сходства и отличия)
Трудовая деятельность
Помощь детям младшей группы в уборке территории.
Цель: развитие трудолюбия, желания помогать малышам.
Подвижные игры
«Светофор». Цель: закрепить знания о значении светофора. Учить действовать по сигналу. Развивать внимание, ловкость и быстроту.
«Воробушки и автомобиль». Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).
Самостоятельная игровая деятельность детей
Цель: формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.
Прогулка №30
Наблюдение «Что такое гололед?»
Цель: познакомить детей с таким сезонным явлением, как гололед, объяснить природу этого явления. Обсудить с детьми, какие свойства льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий) обусловливают опасность гололеда. Обогащать словарный запас, активизировать внимание, память. Формировать наблюдательность, интерес к природе.
Ход наблюдения
Гололед, гололед…
Лед у дома, у ворот.
Я люблю скользить по льду,
Хоть куда по льду пойду.
Но едва лишь сделал шаг,
На дорожку тут же – шмяк!
Как же в садик мне дойти?
Не ползком туда ж ползти?!
Гололед, гололед.
По чуть-чуть скольжу вперед.
Воспитатель задает вопросы по прочитанному стихотворению:
♦ Дети, о чём это стихотворение?
♦ О каком времени года здесь говорится?
♦ О каком природном явлении идёт речь?
♦ Что случилось с главным героем, когда он пошёл в детский садик?
Обращает внимание детей на посыпанные песком дорожки.
♦ Почему дорожки посыпаны песком?
♦ Кто может объяснить, что такое гололед? Вчера была оттепель, а ночью ударил мороз, и на улице появился гололед.
Гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на деревьях, проводах, при замерзании воды. Гололеду обычно сопутствуют близкая к нулю температура воздуха, высокая влажность, ветер.
С наступлением холодов значительно увеличивается количество уличных травм, связанных с гололёдом: ушибы, вывихи и переломы, поэтому смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места. Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками.
Дидактическая игра
«Какой лёд?» — дети дают описание льда.
Цель: научить детей подбирать относительные прилагательные, расширить их словарный запас.
Исследовательская деятельность
Предложить детям взять в руки кусочек льда и посмотреть через него на свою варежку.
Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий.
Вывод: лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность, можно поскользнуться , упасть и получить травму.
Трудовая деятельность
Посыпать дорожки песком. Расчистить место для ледяной дорожки.
Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры
«Два Мороза». Цель: развивать ловкость, быстроту. Упражнять в ориентировке в пространстве. «Море волнуется». Цель: формировать творческое воображение
Индивидуальная работа
Элементы хоккея.
Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
Самостоятельная игровая деятельность детей
Цель: формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.