Организация логопедической помощи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи

Организация логопедической помощи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи

Воспитанникам с ОПФР, осваивающим образовательную программу дошкольного образования и имеющим нарушения речи, организуется оказание коррекционно-педагогической помощи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) учреждения образования.

В ПКПП могут зачисляться воспитанники с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, нарушениями зрения, трудностями в обучении, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, осваивающие образовательную программу дошкольного образования и имеющие нарушения речи.

В ПКПП могут быть скомплектованы следующие группы обучающихся с нарушениями речи:

с фонетическими нарушениями речи (дислалией, дизартрией, ринолалией);

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалией, дизартрией, ринолалией);

с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (далее – ОНР): неосложненным вариантом ОНР и осложненным вариантом ОНР (при дизартрии и ринолалии);

с нарушениями темпо-ритмической стороны речи (заиканием легкой степени, тахилалией).

Нерезко выраженное ОНР и фонетико-фонематическое недоразвитие речи диагностируются начиная со старшего дошкольного возраста. Их наличие, как и наличие обусловленных ими нарушений чтения у обучающихся, препятствует успешному освоению образовательной программы дошкольного образования и является основным показанием для зачисления в ПКПП.

Задачи логопедической работы решаются в зависимости от типологии (как совокупности симптомов) речевого расстройства, которая определяется в процессе дифференциальной диагностики нарушений речи.

Диагностика не должна быть ориентирована только на количественную оценку. Сочетанием количественного и качественного подходов обеспечивается объективная картина оценки состояния речи, подробная характеристика структуры речевого нарушения. Результаты обследования в начале и конце учебного года фиксируются в карте обследования обучающегося (в заключении отражается динамика в речевом развитии ребенка).

Организация образовательного процесса с воспитанниками с трудностями в обучении

При работе с воспитанниками с трудностями в обучении особое внимание уделяется предупреждению специфического расстройства арифметических навыков (дискалькулии). При этом значимым является изучение состояния у воспитанников дочисловых количественных представлений, несформированность которых у детей старшего дошкольного возраста может свидетельствовать о факторе риска возникновения дискалькулии.

В ПКПП предупреждение дискалькулии у обучающихся с трудностями в обучении может выделяться как самостоятельный раздел календарно-тематического планирования. В специальных детских садах, специальных группах, санаторных специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания работу по предупреждению дискалькулии рекомендуется планировать в рамках коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности.

Важнейшей задачей и обязательной составляющей этой работы является формирование у воспитанников количественных представлений и умений действовать с количеством, что предполагает использование соответствующего материала и получает отражение в формулировке тем занятий в календарно-тематическом планировании (например, «Отношения один–много, много–мало», «Отношения больше, меньше, равно», «Образование множества, равного данному» и т. д.).

При планировании занятий по предупреждению дискалькулии необходимо иметь в виду, что переход к действиям с опорой на зрительно-пространственное восприятие должен осуществляться по мере освоения практических действий по преобразованию предметных множеств и умения оречевлять эти действия. Кроме того, в содержании занятий предусматривается решение задач формирования сенсомоторных функций, логических операций, сукцессивных и симультанных процессов, речевых предпосылок математической деятельности, интеграции речевых и неречевых функций при формировании элементарных математических представлений.

Меню раздела