Картотека игр: Здоровое питание

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Магазин полезных продуктов
  2. Реклама
  3. Кушайте на здоровье!
  4. Магазин загадок
  5. Вежливый магазин
  6. Поварята
  7. Меню для сказочных героев
  8. Загадки повара Поварешкина
  9. Готовим сами. Чай
  10. Готовим сами. Каша
  11. Правила питания
  12. Режим питания
  13. Полезный завтрак

 

БУДЬ ЗДОРОВ!

картотека дидактических игр и игровых заданий по формированию культуры здорового питания у детей дошкольного возраста

Вы заметили, что фраза «Здоровый образ жизни» слышна буквально на каждом шагу? Так и есть: сегодня эта тема интересует практи­чески всех. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь именно оно — одна из главных составляющих здорового образа жизни. Уже давно подмечено, что с изменением режима и качества питания меняются даже физиологические параметры человека!

Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы — то самое время, когда у ребенка выра­батываются базовые предпочтения в еде, создается основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из клю­чевых факторов, определяющих условия роста и развития ребенка. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная, не­достаточность питания способна резко затормозить процессы роста и развития ребенка и даже привести к серьезным заболеваниям.

Вот почему с правилами рационального питания важно знакомить детей с самого раннего возраста. Но как быть, если малыш принципиально отказывается от полезных продуктов, отдавая предпочтение различным вредным лакомствам? Конечно, нужно заинте­ресовать, увлечь ребенка и сделать это лучше всего в игре.

Значение игровой деятельности, способствующей развитию дошкольников, хорошо и давно известно. Особая роль отводится ди­дактическим играм. Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. В игре формируются и развиваются интеллектуальные, нравственные и эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к нормам и правилам общественной жизни, предметам окружающего мира.

Дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся представления в мыслительных операциях: нахо­дить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по оп­ределенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких представлений.

Дидактические игры по формированию культуры здорового питания, несут в себе множество функциональных задач:

  • способствуют формированию у детей интереса и готовности к соблюдению правил рационального питания;
  • углубляют представления о продуктах питания, их влиянии на организм человека;
  • развивают познавательную активность;
  • способствуют эмоционально-волевому развитию, обогащению и активизации словаря; развитию словесно-логического мышления, воображения, внимания;
  • способствуют развитию игровой деятельности, навыков общения и партнерства.

Особенность игр — их вариативность. Педагог может само­стоятельно выбрать вариант игры, раздаточный материал, время проведения. Игры можно проводить с подгруппой детей 6—10 че­ловек или использовать для индивидуальной работы. Данная картотека предоставляет для этого широкие творческие возможности благодаря большому количеству наглядного материала и описа­нию множества игровых методов и приемов: сюрпризных мо­ментов, стихов, загадок, пословиц, поговорок. В описании игр особое внимание уделяется оздоровительным упражнениям: ком­плексам общеразвивающих упражнений, коррекционным гимнас­тикам, физкультминуткам. Все игровые уп­ражнения должны выполняться на позитивном фоне ответных реакций ребенка.

Надеемся, что представленный материал вызовет у вас интерес и будет полезен в практической работе.

МАГАЗИН ПОЛЕЗНЫХ ПРОДУКТОВ

(старший дошкольный возраст)

Цели. Развивать навыки здорового питания. Воспитывать умение правильно выбирать продукты для здорового питания. Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить видовые понятия.

В комплект игры входят: вывеска «Магазин полезных продук­тов» и набор карточек с изображениями продуктов питания (по выбору педагога).

Описание игры

Игре предшествует беседа о правильном питании.

  1. Игровое задание «Полезные и вредные продукты».

Детям демонстрируется большая картинка с изображением вы­вески «Магазина полезных продуктов». Педагог заранее в произволь­ном порядке расставляет на трех полках магазина (в качестве полок магазина используется наборное полотно) по пять перевернутых карточек с изображениями продуктов питания из трех групп: «кру­пы», «овощи», «молочные продукты», а также добавляет пять карто­чек с изображениями вредных продуктов. Далее педагог объясняет детям, что в этом магазине должны продаваться только полезные для организма человека продукты питания, но поставщики магазина не всегда соблюдают это правило. Он предлагает убрать с полок магазина вредные для организма человека продукты и объяснить свой выбор. Дети по очереди переворачивают карточки, рассматри­вают их, называют продукт и делают выбор, комментируя свои дей­ствия: «Это — морковь. Морковь — овощ, в ней много витаминов. Морковь полезный продукт и может продаваться в этом магазине», «Это — чипсы, они очень вредные для организма человека. Я убираю их с полки».

Когда все карточки будут перевернуты, и на полках останутся только полезные продукты, игра заканчивается, педагог благодарит детей за помощь магазину. В дальнейшем педагог может использо­вать для игры другие группы продуктов питания.

  1. Игровое задание «Объедини в группы».

Педагог предлагает детям объединить продукты в группы, рас­ставить на отдельные полки и прокомментировать свои действия. Например: «Морковь, помидор, тыква — это овощи. Я положу рядом, на одну полку»,  «Молоко, кефир и йогурт — это молочные продукты, поэтому я тоже поставлю их вместе».

Если дети испытывают затруднения, педагог сам называет груп­пы продуктов — «овощи», «молочные продукты», «крупы».

  1. Игровое задание «Продолжи ряд».

Педагог предлагает рассмотреть отдельные группы продуктов на полках — «крупы», «молочные продукты», «овощи» — и допол­нить эти группы новыми продуктами. Дополнить группы можно либо «сделав заказ поставщикам», либо «взять недостающие про­дукты со склада». Педагог выбирает вариант исходя от уровня подготовленности детей.

  • вариант: «Заказ поставщикам». В игровом задании не исполь­зуются карточки. Дети по очереди называют продукты, не представ­ ленные в группе (продолжают ряд). Например: «В магазине мало овощей. Есть только морковь, помидор, тыква, поэтому мы хотим заказать капусту, фасоль...»
  • вариант: «Привезти продукты со склада». Педагог выклады­вает карточки с изображениями продуктов и объясняет, что это — «продуктовый склад». Дети их рассматривают, называют и относят к уже представленным группам продуктов на полках: «Это творог, его делают из молока. Я поставлю его на полку к молочным продук­там».
  1. Игровое задание «Что изменилось?»

Когда все карточки будут расставлены по полкам, педагог уби­рает («покупает») все продукты, оставляя только полку с овощами. Он предлагает детям внимательно рассмотреть продукты на этой полке и запомнить их последовательность. Затем дети закрывают глаза, а педагог в это время изменяет последовательность картинок либо производит замену. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос педагога: «Что изменилось?» Например: «Исчезла морковь, и поменя­лись местами помидоры и капуста».

РЕКЛАМА

( старший дошкольный возраст)

Цели. Продолжать развивать у детей желание употреблять в пищу полезные продукты. Учить детей связному рассказу по опор­ным карточкам-символам с выделением существенных признаков. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. Разви­вать творческие, артистические способности.

В комплект игры входят: вывеска «Магазин полезных продук­тов», шесть карточек-символов и 15 маленьких карточек с изобра­жениями полезных продуктов (например: помидор, тыква, яблоко, банан, апельсин, творог, молоко, греча, рис, черника, черная смо­родина, хлеб, земляника, слива, грецкий орех).

Описание игры

Педагог выставляет на наборное полотно большую картину с изображением вывески «Магазина полезных продуктов» и объяв­ляет, что сегодня в магазине проводится «День рекламы полезных продуктов».

Прорекламировать продукт предлагается по определенной схеме.

  • Название продукта, принадлежность к группе (фрукты, овощи, крупы, молочные продукты... и т. д.).
  1. «Адрес продукта» (где растет, откуда привозят...).
  • Описание внешних качеств (размер, форма, цвет).
  1. Вкусовые качества (сладкое, соленое, кислое, ароматное...).
  2. Как можно употреблять в пищу (сырое, вареное; какие блюда можно приготовить).
  3. Чем полезно человеку (улучшает зрение, полезно для сердца...и т.д.).

Перечисляя пункты схемы, педагог закрепляет на наборном по­лотне карточки-символы.

Затем педагог приводит пример рекламы моркови: «Уважаемые покупатели! Разрешите представить вашему вниманию морковь! Морковь это овощ, она растет на грядке в огороде. Морковочка яркого оранжевого цвета, сладкая на вкус, очень сочная и хрустящая. Ее можно есть и сырой, и вареной, делать из нее вкусные салаты, добавлять в супы. Из моркови также можно приготовить: морковное пюре, запеканку и даже пирог! Ах, какой полезный и вкусный из моркови получается сок! Морковь очень полезна: она укрепляет наши зубы, зрение, делает красивой кожу лица, а еще морковь ценят за то, что она помогает детям быстрее расти. Покупайте морковку, растите на здоровье!»

Затем педагог раскладывает перед детьми карточки с изображе­ниями различных продуктов питания, предлагает рассмотреть их и выбрать те, которые они хотели бы прорекламировать. Дети по очереди рекламируют полезные продукты. Лучшие рекламы отмечаются призами.

 

КУШАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!

( старший дошкольный возраст)

Цели. Формировать у детей представление о необходимости за­боты о своем здоровье, о важности правильного питания как состав­ной части сохранения и укрепления здоровья. Закрепить у детей представления о продуктах питания, их влиянии на орга­низм человека. Воспитывать познавательный интерес к окружающе­му миру.

В комплект игры входят: вывеска «Магазин полезных продук­тов», набор из 8 карточек-символов «Для чего полезны» — «Полезно для мышц»; «Полезно для укрепления скелета, костей»; «Полезно для сердца»; «Полезно для глаз»; «Полезно для зубов»; «Полезно для роста»; «Продукты красоты»; «Пища для ума» — и набор карточек с изображениями продуктов питания, представленных в таблице «Полезные свойства продуктов» (по выбору педагога).

Описание игры

Перед детьми выкладывается вывеска «Магазин полезных про­дуктов». Педагог предлагает детям подумать и ответить: почему важно употреблять в пищу полезные продукты, в чем их польза, какие органы и системы человека они укрепляют?

Ответы детей педагог сопровождает показом карточек-символов. Если дети не смогли назвать некоторые полезные свойства продук­тов, педагог сам дополняет целевой ряд, выставляет и называет кар­точки-символы:

  • «Полезно для мышц» («Делают нас сильными»);
  • «Полезно для укрепления скелета, костей»;
  • «Полезно для сердца»;
  • «Полезно для глаз (зрения)»;
  • «Полезно для зубов»;
  • «Полезно для роста»;
  • «Продукты красоты» («Для красоты волос, ногтей, кожи»);
  • «Пища для ума» («Укрепление памяти, внимания и т. д.»).

      Педагог отбирает три карточки-символа (например: «Полезно для укрепления скелета, костей»; «Полезно для зубов»; «Полезно для глаз (зрения)») и выставляет их поочередно возле каждой продукто­вой полки в магазине (на наборном полотне). Затем он выкладывает перед детьми карточки с изображениями продуктов питания (морковь, черника, творог, молоко, рис, яблоко, сыр, лук, зелень, зеле­ный горошек, тыква). Дети рассматривают карточки, называют их и расставляют на полки в соответствии с карточкой-символом. В слу­чае затруднения педагог объясняет полезные свойства продуктов. В процессе игры педагог обращает внимание детей на то, что неко­торые продукты укрепляют сразу несколько органов и систем — например, творог укрепляет и зубы, и скелет человека.

В следующем варианте игры перед продуктовыми полками вы­ставляются другие карточки-символы и другой набор карточек с изображениями продуктов питания.

Полезно для мышц Молоко, кефир, творог, рыба, зелень, крупы
Полезно для укрепления костей    Молоко, творог, сыр, кефир, йогурт, зелень, крупы, фасоль, горох
Полезно для сердца Яблоко, груша, орехи, черника, малина, клубника, фасоль
Полезно для глаз (зрения) Морковь, горох, помидоры, лук, зелень, тыква, абрикос, черника, творог
Полезно для зубов Яблоки, капуста, огурец, сыр
Полезно для роста Зелень, лук, морковь, крупы, черный хлеб, сырые овощи, фрукты

 

В процессе игры педагог обращает внимание детей на то, что разделение продуктов на группы по степени полезных свойств на организм человека очень условно!

МАГАЗИН ЗАГАДОК

( старший дошкольный возраст)

         Цели. Продолжать развивать навыки здорового питания. Обога­щать и активизировать словарь детей. Развивать познавательную ак­тивность. Расширять представления о продуктах правильного пита­ния. Развивать игровую деятельность, навыки общения и партнерства.

В комплект игры входят: вывеска «Магазин полезных продук­тов», набор из 8 карточек-символов «Для чего полезны» и набор карточек с изображениями продуктов питания, представленных в таблице 1 (по выбору педагога).

Описание игры

1 вариант. Педагог предлагает детям вспомнить и ответить на вопросы: почему важно употреблять в пищу полезные продукты, в чем их польза, какие органы и системы человека они укрепляют? Он выставляет перед детьми карточки-символы «Для чего полезны». С помощью считалки выбирается ребенок-водящий. Осталь­ным  игрокам раздаются  карточки  с  изображениями  различных продуктов  (молоко,  лук,  овсянка,  клюква, грейпфрут,  грецкий орех, щука, творог, горох, малина...).

Водящий выбирает любую карточку-символ, показывает ее иг­рокам и говорит: «Покажите мне продукты, которые укрепляют зре­ние человека». Те игроки, у которых карточки соответствуют данному символу (т. е. полезны для зрения), поднимают и показывают их водящему. Водящий оценивает ответы игроков. В случае затрудне­ний педагог помогает определить правильность ответов.

  • вариант. Игра состоится по тому же принципу, что и в первом варианте, но кроме водящего, который показывает кар­ точку-символ, выбирается еще один водящий. Второй водящий не должен видеть, какую карточку-символ показывает первый во­дящий (он становится к нему спиной). Ему предлагается угадать карточку-символ по тем карточкам, которые поднимают остальные игроки.

 

ВЕЖЛИВЫЙ МАГАЗИН

(средний и старший дошкольный возраст)

Цели. Развивать навыки здорового питания. Воспитывать у детей умение различать признаки и качества предмета, развивать наблю­дательность. Развивать у детей связную речь: умение описывать предмет, использовать в рассказах сравнения. Развивать артистиче­ские, коммуникативные способности; формировать готовность со­трудничать со сверстниками и взрослыми. Воспитывать привычку всегда быть вежливыми, уважительно относиться к труду продавца.

В комплект игры входят: вывеска «Магазин полезных продук­тов», 10—15 карточек с изображениями различных продуктов пита­ния (по выбору педагога).

Описание игры

Педагог заранее расставляет на наборное полотно — «полки ма­газина» — 10—15 карточек с изображениями различных продуктов питания (по выбору педагога). Педагог загадывает детям загадки:

Разные продукты —

Овощи и фрукты,

Молоко, салат —

Здесь на полках стоят.

Узнаем этот дом мы по блеску витрин,

Догадались, друзья, — мы идем в... (магазин).

Крупы, сыр и огурцы

Продают нам... (продавцы).

                  Учитель Федор Кузьмич

                   Купил в магазине кулич,

                   А писатель Максим Иванов

                   Приобрел килограмм огурцов.

                   Рады здесь посетителю всякому

                   И обращаются к ним одинаково.

                   Будь ты писатель, преподаватель —

  В магазине ты... (покупатель).

Педагог предлагает детям разделиться попарно на «продавцов» и «покупателей». «Покупатель» должен рассмотреть и выбрать любой продукт на полке магазина (на наборном полотне). Затем, не назы­вая продукт, он должен так описать его (назвать его свойства, каче­ства, то, что из него можно приготовить, чем он полезен), чтобы «продавец» сразу догадался, о каком продукте идет речь.

Пары по очереди выходят к наборному полотну и выполняют игровое задание.

Пример.

Покупатель: «Здравствуйте, я хочу купить продукт белого цвета, он жидкий. Его можно пить или варить на нем кашу». Продавец: «Это молоко?» Покупатель: «Да!» Продавец: «Пожалуйста, возьмите».

         Далее пары «продавец» — «покупатель» меняются ролями, и игра продолжается. Во время игры педагог обращает внимание детей на вежливые манеры общения покупателя и продавца. При необхо­димости он напоминает детям вежливые слова и выражения. После игры самым вежливым «продавцам» и «покупателям» присваиваются почетные звания «Самый вежливый продавец» и «Самый вежливый покупатель».

ПОВАРЯТА

(средний и старший дошкольный возраст)

         Цели. Развивать навыки здорового питания. Закреплять представления детей о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Упраж­нять детей в классификации, сравнении, обобщении. Закреплять представления о полезных продуктах питания. Развивать коммуникативные способности.

В комплект игры входят: карточки с изображениями готовых блюд (суп, каша, салат, компот, винегрет, запеканка, ватрушка, ва­ренье, пюре, сок, пирог, омлет, голубцы, плов, котлеты, мюсли) и карточки с изображениями продуктов питания.

Описание игры

Педагог выставляет на наборное полотно плоскостную фигуру повара Поварешкина и предлагает детям отгадать загадку:

Дайте повару продукты —

Сахар, ягоды и фрукты, —

И тогда без промедленья

Сварит он для нас... (варенье)

         Педагог предлагает детям стать помощниками повара Пова­решкина — поварятами. Он раздает детям карточки с изображе­ниями готовых блюд: «суп», «каша», «компот», «ватрушка». Затем педагог или ведущий (который выбирается по считалке) показы­вает поочередно карточки с изображениями продуктов питания: «молоко», «яблоко», «мука», «картофель», «капуста», «творог», «сливочное масло», «яйцо», «лук», «груша», «брусника», «огурец», «кефир», «морская капуста», «рис». Если один из поварят считает, что этот продукт необходим для приготовления его блюда, он на­зывает продукт, изображенный на карточке, и берет ее себе. После того как нужные карточки будут отобраны, поварята рассказывают о  своих блюдах, раскладывая карточки и называя их. Например:

        «Я готовил рисовую кашу. Для ее приготовления я взял молоко, рис и масло», «Я готовил суп (щи). Для его приготовления я взял капусту, морковь, картофель, лук, зелень».

        Дальнейшие варианты блюд продумывает сам педагог, используя карточки с изображениями готовых блюд.

 

МЕНЮ ДЛЯ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

(старший дошкольный возраст)

Цели. Закреплять у детей представления о полезных продуктах питания, их оздоровительном влиянии на органы и сис­темы человека. Продолжать формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье. Воспитывать у детей желание оказать помощь.

В комплект игры входят: плоскостная фигура повара Повареш­кина, восемь карточек с изображениями сказочных персонажей и набор карточек с изображениями продуктов питания.

Описание игры

Педагог устанавливает на наборном полотне плоскостную фигу­ру повара Поварешкина и объясняет детям, что на этот раз к повару придут необычные гости — сказочные герои. Повар Поварешкин хочет угостить их не только вкусными, но и полезными блюдами. Далее педагог предлагает детям помочь повару составить меню для сказочных героев.

Первой в гости к повару Поварешкину приходит Дюймовочка: на наборное полотно выставляется ее плоскостное изображение, дети вспоминают и называют сказку с участием данной героини.

Педагог просит детей подумать, какие продукты питания будут особенно полезны Дюймовочке, и выкладывает карточки с изобра­жениями продуктов: морковь, шоколадный батончик, зелень, лук, крупы, черный хлеб, чипсы. Дети высказывают свои предположе­ния, предлагают различные варианты продуктов, выставляя карточ­ки с их изображениями напротив сказочного персонажа. Пример рассуждения: «Дюймовочка — очень маленькая девочка, чтобы подрас­ти, ей нужно есть больше таких продуктов, как морковь, зелень, лук, крупы, черный хлеб, сырые овощи, фрукты».

Затем педагог предлагает детям рассмотреть образовавшуюся рядом с Дюймовочкой группу продуктов (продукты, полезные для роста) и составить меню, то есть назвать блюда, которые можно приготовить, используя имеющиеся продукты. Например: «На зав­трак можно приготовить гречневую кашу. На обед — суп, добавив в него морковь, зелень, лук, и не забыть подать к супу хлеб. Вечером можно потушить овощи, а из фруктов сварить компот».

Далее педагог предлагает детям показать Дюймовочке специаль­ную зарядку «Достань яблоко», которая поможет ей немного подрасти.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шаги на месте.
Исходная позиция (далее и. п.): стоя, руки опущены вниз.
Встать на носки, поднять руки через сторо­ны вверх, вернуться в и. п.
Из и. п. левую руку поднять вверх,

потянуться за рукой, зажать пальцы в кулак, вернуться в и. п.

Из и. п. правую руку поднять вверх,

потянуться за рукой, зажать пальцы в кулак, вернуться в и. п.

Из и. п. встать на носки, поднять

руки вверх и сцепить их над головой в «замок», вернуться в и. п.

Мы идем в фруктовый сад!
Посмотри, какие
Яблони большие!
Ручкой левой потянись,
За яблочко ухватись.
Ручкой правой потянись,
За яблочко ухватись.
Дотянись, давай! 
Плоды собирай!

Следующий гость повара Поварешкина — Кролик из сказки про Винни-Пуха. Педагог снова предлагает детям выбрать продукты для сказочного героя. Дети рассуждают: «Кролик плохо видит, он носит очки. Значит, ему будут полезны продукты, укрепляющие зрение, на­пример морковь, горох, помидоры, лук, зелень, тыква, абрикос, черника, творог».

Затем педагог предлагает составить меню для Кролика, т. е. на­звать блюда, которое можно приготовить, используя продукты, пред­ставленные в группе. Например: «Из творога можно испечь ватруш­ку, из черники приготовить джем. Сварить гороховый суп. Из поми­доров, лука и зелени сделать салат. Из абрикосов сварить компот, а морковку просто натереть на терке и подать в сыром виде. Тыкву добавить в кашу».

Педагог выясняет у детей, как еще можно помочь своим глазам, и предлагает показать Кролику гимнастику для глаз.

         Гимнастика для глаз

  1. Зажмурить изо всех сил глаза, а потом открыть их. Повторить 4—6 раз.
  2. Погладить в течение 1 минуты веки кончиками (подушечка­ми) пальцев.
  3. Делать круговые движения глазами: налево — вверх — напра­во — вниз — направо — вверх — налево — вниз. Повторить 10 раз.
  4. Вытянуть вперед руку. Следить взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повторить 5 раз.

Следующий гость повара Поварешкина — Илья Муромец. Илья Муромец — богатырь, силач, ему необходимы продукты для укреп­ления мышц: молоко, сыр, кефир, рыба, зелень, крупы. Аналогично предыдущим составляется меню для Ильи Муромца. В конце заня­тия дети выполняют небольшой комплекс упражнений с гантелями: «Зарядка Ильи Муромца».

В последующем в игру можно вводить других сказочных персо­нажей и усложнять игровые задания. Например: «Придумайте ре­цепт красоты для Василисы Прекрасной, (из продуктов, укрепляющих ногти, волосы, а также полезных продуктов для кожи)», «Составьте меню для укрепления зубов Щелкунчика», «Вспомните продукты, кото­рые называют „пищей для ума " (продукты, улучшающие память, вни­мание и т.д.)», «Составьте меню для Незнайки», «Откройте тайну Кощея, догадайтесь, что ест Кощей, чтобы его скелет был таким прочным?», «Помогите Трусливому Льву укрепить свое сердце. Со­ставьте меню для Льва».

В конце игры педагог обращает внимание детей на то, что продукты, которые они выбирали для разных сказочных персона­жей, часто совпадали, например молочные продукты полезны и для укрепления скелета, и для мышц, и для красоты, а ягоды, овощи и фрукты нужны всем сказочным персонажам. Поэтому, чтобы быть сильными, умными, красивыми, а самое главное — здоровыми, нужно есть разнообразную пищу, но обязательно только полезную!

ЗАГАДКИ ПОВАРА  ПОВАРЕШКИНА

(старший дошкольный возраст)

Цели. Развивать у детей интерес и положительное отношение к  здоровому питанию. Развивать словесно-логическое мышление, во­ображение, внимание. Упражнять детей в согласовании прилагатель­ных с существительными. Обогащать и активизировать словарный запас. Закреплять представления детей о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Воспитывать любознательность.

         В комплект игры входят: плоскостная фигура повара Повареш­кина; карточки с изображениями готовых блюд, карточки с изобра­жениями продуктов питания.

Описание игры

         Педагог устанавливает на наборном полотне плоскостную фигу­ру повара Поварешкина, объясняет детям, что на этот раз повар приготовил для них загадки, и предлагает попробовать их разгадать.

  1. Игровое задание «Как называется?»

         Педагог выкладывает перед детьми карточку с изображением готового блюда — «каша», вокруг нее раскладывает карточки с изоб­ражениями разных круп: «греча», «рис», «перловка», «геркулес», «пшено». Затем он предлагает детям ответить, как будут называться каши из этих круп? Примеры ответов: «Каша из гречи гречневая», «Каша из риса рисовая» и т. д.

         Затем педагог предлагает детям вспомнить, какие еще крупы кроме представленных они знают, и просит ответить, как будут на­зываться каши из этих круп.

         Далее педагог выкладывает перед детьми карточку с изображением готового блюда — «суп», а вокруг нее — карточки с изображениями разных продуктов: «свекла», «рыба», «капуста», «огурец». Далее педа­гог предлагает детям ответить, как будет называться суп, если в него добавить каждый из этих продуктов. (Борщ, уха, щи, рассольник.)

  1. Игровое задание «Какой? Какая? Какое?»

         Педагог выкладывает перед детьми карточки с изображениями готовых блюд: «пирог», «варенье», «сок», «ватрушка», «пюре», пред­лагает рассмотреть и назвать их.

Далее педагог демонстрирует карточку с изображением черники и предлагает детям ответить, как могут называться предложенные готовые блюда из черники.

                   Дети отвечают: «Черничный пирог, черничное варенье, черничный сок».

         Далее педагог демонстрирует карточку с изображением яблока или груши, и игра продолжается по тем же правилам.

                 Усложнение.

                   Педагог выкладывает карточки с изображениями готовых блюд: «пюре», «сок», «салат», «запеканка», «пирог». Затем, демонстрируя карточку с изображением свеклы, он предлагает ответить, как могут называться предложенные готовые блюда из этого овоща. Педагог просит детей быть внимательными и не называть несуществующих блюд, например свекольного пирога! Дети отвечают: «Свекольное пюре, свекольный сок, свекольный салат». Далее педагог предлагает назвать блюда из моркови, тыквы и т.д.

  1. Игровое задание «Продолжи пословицу, поговорку»

        Педагог называет первую часть пословицы или поговорки, а дети заканчивают ее. Примеры пословиц и поговорок: «Кашу маслом... (не испортишь)», «Когда я ем... (я глух и нем)», «Аппетит приходит... (во время еды)», «Без капусты щи... (пусты)», «Был квас, да не было... (вас)», «Дорога ложка... (к обеду)», «За обедом хлеб всему... (голова)», «Не красна изба углами, а красна... (пирогами)», «Овощи хороши в... (щи)».

  1. Игровое задание «Зашифрованное слово»

Педагог последовательно выкладывает перед детьми карточки с изображениями фруктов, овощей и орехов: «слива», «клюква», «аб­рикос», «земляника», «капуста», «арахис». Он объясняет, что этот ряд карточек — зашифрованное название любимого торта повара Поварешкина, и предлагает расшифровать слово, выделив началь­ные буквы в названиях овощей, фруктов и орехов. («Сказка».)

Далее педагог добавляет карточки с изображениями овощей, фруктов и орехов и предлагает детям самостоятельно «зашифровать» какое-нибудь слово. Например: коса, сом, зола, кот, сок, плот, гол.

  1. Игровое задание «За покупками»

         Перед игрой педагог выставляет на наборное полотно карточки с изображениями различных продуктов питания и устанавливает над ними вывеску «Магазин полезных продуктов». Затем педагог предлагает детям послушать стихотворение:

         Поварята-малыши      Собрались готовить щи.

         Принесли бананы,

         Гречи полстакана,

         Мармелад добавили,

         Перцем все заправили!

         Сели ждать у котелка,

         Когда сварится еда.

         Зря так ждали малыши —

         Не понравились им щи

            Только зря старались —

         Голодными остались!

Педагог выясняет у детей, почему щи у поварят не получились, какие продукты нужны для правильного приготовления этого блюда. Затем педагог выдает детям карточки с изображениями готовых блюд, дети по очереди «идут в магазин» и «покупают» нужные «про­дукты» (подходят к наборному полотну и отбирают необходимые карточки). Затем педагог вместе с детьми обсуждает правильность выбора.

Педагог может подбирать карточки к игре исходя от уровня подготовленности детей.

 

ГОТОВИМ САМИ. ЧАЙ

(старший дошкольный возраст)

Цели. Познакомить детей с полезными свойствами чая, расши­рить представления о народной медицине. Познакомить детей с процессом Приготовления чая. Воспитывать самостоятельность, желание помо­гать.

В комплект игры входят: «скатерть-самобранка» (нарядная сал­фетка) и 4 карточки — «части рецепта», на которых изображены последовательные действия заваривания чая.

Описание игры

Перед игрой проводится беседа о чае, его полезных свойствах и качествах. Благотворное воздействие чая суммируется в следующих положениях.

  • Чай бодрит дух, повышает активность мозга, улучшает память.
  • Чай снимает усталость, стимулирует обмен веществ, нормализует деятельность сердца, кровеносных сосудов, пищеварительной системы.
  • Чай замедляет процесс старения, способствует долголетию.

 

  • Чай обладает охлаждающим действием. Через несколько минут после чашки горячего чая температура кожи опускается на 1—2°С, что дает ощущение прохлады и свежести. С холодным чаем я такого эффекта не наблюдается.

         Рассказывая детям о полезных свойствах чая, можно привести несколько рецептов применения чая в народной медицине:

  • теплый чай средней заварки с лимоном, черным перцем и медом — мочегонное и потогонное средство при простудных заболеваниях дыхательных путей и легких;
  • крепкий охлажденный настой смеси зеленого и черного чая — средство для промывания глаз при воспалительных процессах век, засорении слизистой оболочки, а также при конъюнктивитах;
  • сок свежего чайного листа, экстракт чая или растертый в поро­шок сухой чай могут служить средством от ожогов;
  • жевание сухого зеленого чая хорошо помогает от тошноты при укачивании в автомашинах и при морской болезни;
  • после чаепития улучшаются общее состояние, настроение, вот почему при деловых встречах и в дипломатических кругах пере­говоры часто ведутся за чашкой чая.

    В беседе можно рассказать детям о том, что чай выращивают только в теплых странах, что существуют различные его сорта. Детям предлагается рассмотреть разные сорта чая (крупнолистовой, зеленый) и определить, почему их так назвали (у крупнолис­тового — крупные листочки чая, у зеленого чая листочки имеют зеленый цвет). Также можно побеседовать с детьми о традициях чаепития.

Далее педагог предлагает детям вспомнить и рассказать стихи, сказки, пословицы и поговорки о чае и повторить одну из загадок-чистоговорок всем вместе:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела.

Пейте чай, вода

вскипела! (Самовар.)

Затем педагог просит детей вспомнить названия предметов чай­ной посуды и проводит с детьми игру на координацию речи и движения «Чайный сервиз».

Чайный сервиз

Вот с заваркой толстый чайник —

Очень важный, как начальник!

Рядом чашки расписные,

Ручки гнутые, крутые.

Вот насмешливые блюдца —

Они кружатся, смеются.

А вот ложечки для чая

 

Скромно головой качают.

Ну-ка, скатерть, развернись,

Чайный ждет тебя сервиз!

Дети надувают животик, ставят

одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.

Дети   приседают,   одна  рука   на поясе.

Дети кружатся на месте, руки в стороны.

 

Дети   вытягиваются   вверх,  руки смыкают над головой и совершают легкие наклоны в стороны.

Дети наклоняются вперед, разводя руки в стороны.

 

 

         Педагог раскладывает перед детьми «скатерть-самобранку» и объясняет детям, что повар Поварешкин пригласил гостей на чае­питие. Детям предлагается помочь повару заварить чай, используя карточки — части рецепта.

         Перед детьми в произвольном порядке выкладываются карточки. Дети рассматривают их и раскладывают в правильной последова­тельности, объясняя свои действия: «Сначала нужно засыпать в за­варочный чайник три чайные ложки чая. Потом заливаем чай горячей водой. После этого чайник нужно накрыть специальной грелкой-куклой, чтобы чай лучше заварился. Когда чай заварился, его наливают в чашку. Чай готов, его можно пить».

         Закончить игру можно приготовлением чая и чаепитием.  

ГОТОВИМ САМИ. КАША

(старший дошкольный возраст)

         Цели. Сформировать у детей представление о каше как об обяза­тельном компоненте в ежедневном меню завтрака. Развивать представления детей о здоровом правильном питании, познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать чувство благодарности к поварам.

         В комплект игры входят: 4 карточки — части рецепта «Готовим кашу»; карточки готовых блюд: «запеканка», «суп», «ватрушка», «мюсли», «сок», «омлет»; плоскостная фигура повара Поварешкина; 3—4 небольших мешочка с разными крупами.

Описание игры

Незадолго до игры необходимо провести предварительную рабо­ту: прочитать вместе с детьми мифы о подвигах Геракла.

Перед игрой проводится беседа о полезных свойствах раз­личных каш. Педагог рассказывает детям, что обыкновенные ка­ши — это не только вкусные, но и очень полезные блюда, ко­торые могут предотвратить множество болезней и укрепить ор­ганизм человека.

         Справочный материал для беседы — «Чем полезны каши»

        Гречневая каша

         Спасает организм от отравлений. Снижает риск сердечно-сосу­дистых заболеваний, способствует заживлению язв желудочно-ки­шечного тракта. Рекомендуется при заболеваниях поджелудочной железы, печени, при атеросклерозе, гипертонии, сахарном диабете, ожирении.

        Манная каша

    Благотворно влияет на кости и желудочно-кишечный тракт. Ре­комендуется при хронической недостаточности почек.

        Овсяная каша

    Препятствует образованию тромбов в сосудах, рекомендуется при болезнях сердца. Регулярно употребляя овсянку, можно изба­виться от желудочно-кишечных болезней.

        Каша из крупы пшенички

    Очищает мочевой пузырь и почки, полезна при заболеваниях кишечника. Приготовленная с сахаром и сливочным маслом, по­могает избавиться от кашля. Очень полезна проросшая пшени­ца — она восстанавливает зрение, улучшает память, повышает иммунитет.

        Пшенная каша

         Полезна при болезнях сердечно-сосудистой и нервной систем, сахарном   диабете,    заболеваниях   печени.   Укрепляет   мышцы, способствует восстановлению сломанных и поврежденных костей, заживлению ран.

         Рисовая каша

     Укрепляет нервную систему, а по некоторым данным — еще и по­вышает интеллект. Наиболее полезен нешлифованный коричневый рис: употребление его 3 раза в неделю существенно снижает риск ин­фаркта, рака прямой кишки, диабета и ожирения.

        

         Ячневая, перловая каши

    Каши из ячменя полезны при атеросклерозе, депрессиях. Они улучшают память, замедляют процесс старения, защищают от рака.

После беседы педагог выставляет на наборное полотно плос­костную фигуру повара Поварешкина и предлагает детям ответить на вопрос: «Что вы сегодня сделали утром, когда проснулись?» Дети отвечают: «Умылись, сделали зарядку, позавтракали».

Педагог выкладывает перед детьми карточки — «запеканка», «суп», «ватрушка», «мюсли», «сок», «омлет» — и просит выбрать и выложить на наборное полотно блюда для завтрака. После того как дети выполнят задание, педагог напоминает им о значении завтрака. (Завтрак придает силы, улучшает настроение и т. д.)

Затем педагог обращает внимание детей на наборное полотно и просит ответить, какого самого главного блюда для завтрака не хватает. Дети отвечают: «Каши». Далее педагог выясняет у детей, почему каша считается одним из главных блюд. Он при­водит примеры полезных свойств каш из различных круп: на­пример, манную кашу полезно есть перед умственной работой, она очень калорийна и легко усваивается. Гречневая, овсяная — придают энергии и помогают расти. Рисовая богата крахмалом. Вот какие они замечательные! Затем педагог предлагает детям игровое задание: «Назови кашу». Он называет крупу, а дети — название каши: рис — ... (рисовая), греча — ... (гречневая), пше­ница — ... (каша из пшенички, манная), просо — ... (пшенная), овес — ... (овсяная, геркулесовая).

Педагог напоминает детям о том, что геркулесовая, каша по­лучила свое название в честь античного героя — Геркулеса (Ге­ракла). Все свои подвиги он смог совершить потому, что в дет­стве очень любил геркулесовую кашу. Так что тот, кто ест ее, может стать сильным подобно античному герою.

         Педагог предлагает детям приготовить кашу. И для того чтобы восстановить дыхание после разминки, проводит с детьми дыхатель­ную гимнастику.

         Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

         Дети садятся на стул: одну руку кладут на живот, другую — на грудь. На вдохе они набирают воздух в грудную клетку (вдох) и втя­гивают живот, на выдохе — опускают грудь, выпячивают живот и громко произносят звук «ф-ф-ф-ф». Упражнение повторяется 4 раза.

Далее педагог выкладывает перед детьми в произвольном поряд­ке карточки — части рецепта каши. Дети рассматривают их и рас­кладывают в правильной последовательности, объясняя свои дейст­вия: «Сначала нужно вскипятить молоко. Потом насыпать крупы. После этого нужно варить кашу, помешивая ложкой. Когда каша сва­рится, можно разложить ее по тарелкам и добавить масло».

Педагог обращает внимание детей, что повара и родители, ко­торые готовят для детей кашу, вкладывают в нее много труда, заботы и любви. Поэтому доедать кашу нужно всегда до последней ложки! И обязательно благодарить — говорить «Большое спасибо!»

После того как дети определили последовательность приготовле­ния блюда, педагог предлагает определить, из какой крупы можно ее приготовить. Он выставляет перед детьми несколько мешочков с раз­ными крупами и просит детей на ощупь определить, какая в них крупа.

Затем педагог просит детей закончить пословицы и поговорки о каше: «Кашу маслом... (не испортишь)», «Сам кашу заварил, сам ее и... (расхлебывай)», «С ним каши... (не сваришь)».

И отгадать загадки:

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят.

Кто съест —

похвалит. (Гречневая каша.)

Как во поле на кургане

Стоит курица с

серьгами. (Овес.)

В поле

метелкой,

В мешке

жемчугом. (Пшеница.)

 

ПРАВИЛА ПИТАНИЯ

(старший дошкольный возраст)

Цели. Развивать и обобщать у детей представления о правилах питания. Учить детей осознанно относиться к своему питанию. Раз­вивать игровую деятельность, навыки общения и партнерства.

В комплект игры входят: карточки — «Правила питания»; вол­чок-рулетка.

Описание игры

Перед игрой педагог проводит с детьми беседу об основных правилах питания. Он выясняет, какие правила питания знают дети, почему необходимо соблюдать эти правила. Затем педагог, читая детям стихотворение, выкладывает на наборное полотно карточки-символы «Правила питания».

Правила питания, дружок, не забывай,

Чтобы быть здоровым, всегда их соблюдай!

Во-первых, кушай вовремя,

Режим ты уважай:

Обед и завтрак с ужином

Смотри не пропускай!

(Выкладывается карточка «Режим питания».)

Продукты ешь полезные:

Орехи, виноград...

Каши, фрукты, овощи — в них бодрости заряд!

(Выкладывается карточка «Полезные продукты».)

Будь за столом опрятен, Культурен, аккуратен —

И будешь,

несомненно,

Ты сам себе

приятен!

(Выкладывается карточка «Правила этикета за столом».)

Еще совет

полезный Запомни навсегда: Есть грязными руками

Нельзя! Нельзя! Нельзя!

         (Выкладывается карточка «Гигиенические правила».) Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать, какие правила изображены на карточках. Дети предлагают свои варианты ответов: «Перед едой надо мыть руки с мылом», «Есть продукты, полезные для здоровья», «Кушать в определенное время», «Соблюдать правила пове­дения за столом».

Затем педагог предлагает детям организовать «Клуб знатоков правильного питания» (игра организуется аналогично игре «Что? Где? Когда?»). Знатоки рассаживаются вокруг игрового стола. В центре игрового стола педагог устанавливает волчок со стрелкой, вокруг волчка выкладывает карточки-символы «Правила питания». Игра проходит по раундам. В каждом раунде волчок указывает тему вопросов по карточкам-символам, на которые должны ответить зна­токи. Вопросы знатокам педагог может подобрать самостоятельно, исходя от уровня подготовленности детей.

            Варианты вопросов

     «Гигиена питания»:

  1. Перечислите ситуации, после которых нужно обязательно мыть руки. (Мыть руки нужно: перед едой, после прогулки, после посещения туалета...).
  2. Закончите пословицу, поговорку: «Мойте руки перед едой — ... (будете здоровы)», «Чистота — лучшая... (красота)», «Будь аккуратен, забудь про лень... (чисти зубы каждый день)», «Чаще мойся,... (воды не бойся)».

«Режим питания»:

  1. Отгадайте загадки: «Без каких трех вещей человек не может жить?» (Без завтрака, обеда и ужина.), «Что нельзя съесть на зав­трак? (Обед и ужин.)
  2. Назовите продукты (или блюда), которые полезно есть на завтрак. Почему?
  3. Составь меню на день. (Дети выкладывают на зоны цифербла­та «Режим питания» карточки готовых блюд: кашу на завтрак, суп на обед и т. д.)

«Полезные продукты»:

  1. Назовите продукты питания, которые укрепляют наши зубы.
  2. «Как зовут колосок?» На столе раскладываются различные колоски. В блюдца насыпаются крупы. Ребятам предлагается по виду колоса определить  название растения  (пшеница,  гречиха, овес...), а затем найти в блюдцах соответствующую крупу и тоже назвать ее (манная, гречневая, овсяная). Следует обратить внимание детей на форму крупы, ее размеры, цвет.

«Правила поведения за столом»:

  1. Перечислите правила поведения за столом.
  2. Продолжите пословицы: «Когда я ем — я... (глух и нем)», «Кто не умерен в еде... (враг себе)», «Кто аккуратен... (тот людям приятен).

В конце игры проводится награждение лучших знатоков пра­вильного питания.

 РЕЖИМ ПИТАНИЯ

(старший дошкольный возраст)

Цели. Закрепить у детей представления о режиме пи­тания, его значении в жизни и здоровье людей. Закрепить умение детей ориентироваться во времени. Закрепить представления о полезных продуктах питания. Воспитывать познавательный интерес к окружа­ющему миру.

В комплект игры входят: циферблат «Режим питания», карточки с изображениями готовых блюд: «каша», «суп», «запеканка», «вине­грет», «плов», «салат», «ватрушка».

Описание игры

Игру предваряет беседа о значении режима питания в жизни и здоровье людей. Педагог выясняет у детей, знают ли они, сколько

раз в сутки человеку необходимо есть, какой временной промежуток должен быть между приемами пищи, почему важно соблюдать режим питания. Затем педагог предлагает послушать загадки и от­гадать последнее слово.

Утром солнышко встает, Мама нас к столу зовет. Не откладывай на завтра

Вкусный и полезный... (завтрак).

Днем играем и гуляем,

Но поесть не забываем.

Суп, котлеты, винегрет

Подают нам на... (обед).

В белоснежном колпаке

И с подносами в руке

К нам приходит повар-модник,

Угощает кексом в... (полдник).

Ну и всем, конечно, нужен

Вечером приятный... (ужин).

Педагог выставляет на наборное полотно плоскостную фигуру повара Поварешкина и циферблат «Режим питания» и говорит: «Есть у Поварешкина волшебные часы, показывают время, когда мы есть должны».

Показывая на циферблат, педагог объясняет детям, где и каким цветом на циферблате выделены завтрак, обед, полдник и ужин.           (Желтым цветом выделен завтрак, оранжевым обед, зеленым полдник, синим — ужин.)

Игровое задание «Угадай, назови».

Педагог предлагает детям определить, как называется прием пищи, о котором можно сказать:

  • до него был завтрак и обед, а после него мы ужинаем (полдник);
  • до него был полдник, а после него мы ложимся спать (ужин);
  • утренний прием пищи (завтрак).

         Дети, рассматривая циферблат, отвечают на вопросы.          Игровое задание «Составь меню»     

Педагог перекладывает циферблат с наборного полотна на стол перед детьми, а на наборное полотно выкладывает карточки с готовыми блюдами: «каша», «суп», «запеканка», «винегрет», .«плов», «салат», «ватрушка». Он предлагает рассмотреть карточки, назвать, какие блюда на них изображены. Педагог предлагает де­дам подобрать блюда по своему вкусу и составить из них меню на завтрак, обед и ужин, объяснить свой выбор. Пример ответа: «Я предлагаю есть утром на завтрак кашу. Если каждое утро есть кашу, то никогда не будет болеть желудок. Она придает много энергии, так что вы будете бодрыми целый день. (Ребенок выкладывает карточку с кашей возле обозначенного на цифер­блате завтрака.) В обед нужно есть суп, без него обед не обед. Ароматный суп из мяса, рыбы или овощей будит аппетит и, ко­нечно, необходим для нормального пищеварения. (Ребенок выклады­вает карточку с изображением супа возле обозначенного на ци­ферблате обеда.)»

 

ПОЛЕЗНЫЙ ЗАВТРАК

(средний и старший дошкольный возраст)

Цели. Формировать у детей представление о завтраке как об «обязательном компоненте в ежедневном режиме питания. Закреп­лять представления о полезных блюдах утреннего меню. Развивать словес­но-логическое мышление, воображение, внимание.

В комплект игры входят: циферблат «Режим питания», карточки с изображениями продуктов питания: «молоко», «рис», «яблоко», «груша».

Описание игры

Педагог выставляет на наборное полотно циферблат «Режим пи­тания», устанавливает на циферблате «время завтрака» и читает у детям стихотворение:

«Утренний концерт»

         В доме с утра концерт —

         Папа залез на буфет,

         Мама песни поет

         И в барабаны бьет.

         Бабушка, словно в цирке,

         Крутит тарелку вилкой!

         А дед шары надувает

         И по дому с ними летает.

         И весь этот шум, суета —

         Чтоб накормить малыша.

         Не ест он, молчит, упирается –

         Расти, видно, не собирается!

         Не знает он, вот беда,

         Что завтракать надо всегда!

Педагог выясняет у детей, знают ли они, чем же полезен завтрак. В беседе педагог объясняет, что за ночь запасы энергии человека истощаются. Организм и мозг нуждаются в топливе для их попол­нения. Пропуск завтрака может привести к развитию заболеваний. Завтракающие люди лучше работают, делают меньше ошибок, у них лучше память, они реже простужаются и болеют гриппом.

Затем педагог разворачивает перед детьми большую салфетку — «скатерть-самобранку», выкладывает на нее карточки с изображе­ниями продуктов питания («молоко», «рис», «яблоко», «груша») и предлагает детям рассмотреть карточки и назвать продукты, которые на них изображены. Затем он предлагает детям помочь повару Поварешкину приготовить завтрак из предложенных продуктов. Дети отбирают карточки для задуманных ими блюд, комментируют свои действия: «Из этих продуктов можно приготовить рисовую кашу и компот. Для каши нужно взять рис и молоко, а для компота — яблоко и грушу», «Еще из яблока и груши можно приготовить фруктовый салат или пюре».

Педагог предлагает другие варианты блюд, побуждает детей при­думывать новые варианты рецептов. Далее можно ввести в игру новый набор карточек с изображениями продуктов питания либо добавить к уже имеющимся карточкам новые. Таким образом педа­гог может предлагать детям различные игровые задания. Например: «Какие блюда можно приготовить на завтрак (обед, полдник, ужин) из предложенных продуктов?», «Угадайте, какое блюдо из предложен­ных продуктов задумал готовить повар Поварешкин?»

Использованные источники

         1. Гоменюк, Е. Д. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Правильное питание :  дидактические игры и игровые упражнения / Е. Д. Гоменюк, Н. А. Слисенко. – ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 56 с.

 

Меню раздела