КАРТОТЕКА ХОРОВОДНЫХ ИГР

Содержание

  1. Флажок
  2. Пузырь
  3. Ходит Ваня
  4. Зайка
  5. Колпачок
  6. Каравай
  7. Карусель
  8. Мы – Матрешки
  9. Заинька
  10. Игра в поезд
  11. Угадай, чей голосок
  12. Затейники
  13. Тишина
  14. Кошка и мышка
  15. Угадай по голосу
  16. Метелица
  17. Заря – зарница
  18. Чурилки
  19. Капуста
  20. Дети и петух
  21. Барашек
  22. Займи место
  23. Подарки

ФЛАЖОК

(младший дошкольный возраст)

         Цель: учить детей стоять в круг и выполнять действия, подпевать песенку.

               Дети встали в кружок

              увидали флажок,

               Кому дать, кому дать

               Кому флаг передать

               выйди, Саша в кружок,

               Возьми Саша флажок.

         Дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок.  Дети идут по кругу и произносят текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет  на место. Затем игра продолжается.

 

ХОДИТ ВАНЯ

(младший дошкольный возраст)

         Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

                Ходит Ваня. Ходит Ваня

                ищет Ваня, ищет Ваня,

                для себя дружочка

                Нашел Ваня. Нашел Ваня

                для себя дружочка

         Дети становятся в круг, и ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцуют, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем меняют ведущего, игра продолжается.

 

ПУЗЫРЬ

(младший дошкольный возраст)

         Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. Упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

             Раздувайся пузырь

             раздувайся большой

             Оставайся такой

             Да не лопайся

             он летел, летел, летел

             Да за веточку задел

             ш-ш-ш. Лопнул пузырь.

         Дети становятся в круг. Дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь». Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш. Игра повторяется.

 

ЗАЙКА

(младший дошкольный возраст)

         Цель: учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.

             Зайка, зайка, что с тобой

             ты совсем сидишь дольной

             встань попрыгай, по пляши.

             твои ножки хороши.

         Дети становятся в круг. Дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

 

КОЛПАЧОК

(средний  дошкольный возраст)

         Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

            Колпачок, колпачок

            тоненькие ножки,

            красные сапожки

            мы тебя кормили,

            мы тебя поили

            на ноги поставили

            танцевать заставили.

         Дети становятся в круг. Выбирают одного из детей, он будет колпачком. Дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.

 

КАРАВАЙ

(средний  дошкольный возраст)

         Цель: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

         Дети становятся в круг.                Как на Ванин день   рожденья                Испекли мы каравай.                Вот такой...                Вот такой...                Вот такой...                Вот такой...                Каравай, каравай!                Кого хочешь выбирай!

         Ходят по кругу, затем останавливаются, делают круг широким, сужают круг, приседают все, руки поднимают кверху и хлопают в ладоши.

          Ваня подходит к Гале, выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Дети в кругу пляшут. Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Но можно вспомнить о том, что недавно был день рождения у Нины, у Светы, и первыми выбрать их в круг.

 

КАРУСЕЛЬ

(средний дошкольный возраст)

         Цель: учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.  

         «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

         Еле, еле, еле, еле

         Завертелись карусели,          А потом кругом, кругом —          Все бегом, бегом, бегом.

         Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:          Тише, тише, не спешите,

         Карусель остановите,

         Раз и два, раз и два —

         Вот и кончилась игра.

         Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель».

МЫ – МАТРЁШКИ

(средний  дошкольный возраст)

         Цель: учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.

         Дети становятся в круг. Дети ходят по кругу и приговаривают:

         Мы матрешки, вот какие крошки,

         А у нас, как у нас чистые ладошки.

         Мы матрешки, вот какие крошки.

         А у нас, как у нас новые сапожки.

         Мы матрешки, вот какие крошки.

         А у нас, как у нас новые платочки.

         Мы матрешки, вот какие крошки.

         Побежали, побежали все мы по дорожке.

 

ЗАИНЬКА

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

         Дети становятся в круг считалкой выбирают зайчика, он становится в центр круга. дети ходят по кругу и приговаривают:

         Заинька, по сеничкам          Гуляй, погуливай!          Серенький, по новеньким           Погуливай, гуляй!          Некуда заиньке выскочити,          Некуда серому выпрыгнути.           Заинька, поскачешь —           Выскочешь,          Серенький, попляшешь —           Выпустят.

         Дети напевают мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового.

 

ИГРА В ПОЕЗД

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: учить детей строиться в одну колонну, а затем в колонне ходить по кругу,  упражнять в правильном произношении звуков.          Дети изображают паровоз. Он становится впереди колонны детей. Дети изображают вагоны. «Дети, — говорит он, — посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются (дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Гу-гу-гу»).

         Поехали!          Вот поезд наш едет,

         Колеса стучат,

         А в поезде этом ребята сидят.

         «Гу-гу-гу, гу-гу-гу», —

         Пыхтит паровоз,

         Далеко, далеко

         Ребят он повез.

         Стоп! Остановка! Кто хочет гулять? Скорей выходите!» Дети выходят из поезда, гуляют, собирая грибы, ягоды. На гудок паровоза («у-у-у-у!») они снова становятся в колонну и едут дальше. В этой игре может быть использован и другой текст: Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чах-чах,

Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

 

 УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: Развивать слуховое восприятие, умения различать голоса сверстников.

         Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:

         «Мы собрались в ровный круг

         Повернемся разом вдруг,

         А как, скажем: (говорит первый ребенок)

         «Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»

         Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.

 

ЗАТЕЙНИКИ

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: обучать детей различным танцевальным движениям

         Дети стоят по кругу, в центре затейник. Дети идут по кругу со словами:

         «Ровным кругом

         Друг за другом

         Мы идем за шагом шаг.

         Стой на месте

         Дружно вместе

         Сделаем вот так»

         Дети останавливаются, затейник показывает движения. Дети повторяют его, затейник меняется. Правило: движения не должны повторяться.

 

ТИШИНА

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: обучать детей умению двигаться в соответствии со словами.

         Играющие идут по кругу со словами:

         «Тишина у пруда,

         Не колышется вода,

         Не шумят камыши

         Засыпайте малыши».

         По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении находятся 10 секунд. Кто пошевелился, выходит из игры. Игра повторяется, пока не остается один ребенок - победитель.

 

КОШКА И МЫШКА

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: обучать детей четкому произношению слов, развивать двигательную  активность.

         Дети стоят в кругу. В центре один ребенок - мышка. Дети идут по кругу со словами:

         «Ходит Васька - беленький

         Хвост у Васьки серенький

         Только мышки заскребут

         Чуткий Васька тут как тут».

         С окончанием слов дети останавливаются и в одном месте делают проход - ворота. Мышка убегает от кошки, пробегая в ворота и подлезая под руки стоящих в кругу детей. Кошка ловит мышку, но пробегать может только в ворота. Когда кошка поймает мышку, игра повторяется с другой мышкой.

 

УГАДАЙ ПО ГОЛОСУ

(старший  дошкольный возраст)

         Цель:  развивать слуховое восприятие, желание принимать активное участие в играх.

         Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словами:

         «Ваня - Ваня, ты в лесу

         Мы зовем тебя - «Ау»

         Ваня глазки закрывай

         Кто назвал тебя, узнай».

         Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает.

 

МЕТЕЛИЦА

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: развивать двигательную активность, формировать чувство равновесия.

         Играющие встают в круг. Каждый участник, не сходя с места кружится вокруг себя со словами:

         «Мели, мели мельница

         Жерновочки вертятся

         Мели - мели, засыпай

         И в мешочки набивай»

         На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей.

 

ЗАРЯ-ЗАРНИЦА

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: обучать детей умению четко произносить слова, развивать силу бега.

         Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:

         «Заря - зарница

         Красная девица

         По полю ходила,

         Ключи обронила

         Ключи золотые

         Ленты голубые

         Раз - два, не воронь,

         А беги как огонь».

         С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.

 

ЧУРИЛКИ

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: развивать звуковое восприятие.

         Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза, другому дают колокольчик. Затем ведут хоровод вокруг них со словами:

         «Трынцы - брынцы. Бубенцы

         Позолочены концы.

         Кто на бубенцах играет

         Того жмурка не поймает».

         После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает,  их меняют другие игроки.

 

КАПУСТА

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: обучать детей умению четко произносить слова, развивать двигательную активность.

         Рисуется круг - огород. На его середину играющие складывают свои вещи - шапки, пояса, платки и т.д., обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:

         «Я на камушке сижу

         Мелки колышки тешу

         Мелки колышки тешу

         Огород свой горожу,

         Чтоб капусту не украли

         В огород не прибегали

         Волк и лисица,

         Заинька усатый,

         Медведь толстопятый».

         Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.

 

ДЕТИ И ПЕТУХ

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: обучать детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры, развивать ловкость движений.

         Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха, идут по кругу со словами:

         «Петушок - петушок,

         Золотой гребешок,

         Масляна головушка

         Шелкова бородушка.

         Что так рано встаешь?

         Детям спать не даешь?»

         После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук.  «Петух»  кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом».

 

БАРАШЕК

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: обучать детей умению играть по правилам, воспитывать внимательность и выдержку.

         Играющие стоят по кругу. «Барашек» - внутри круга. Дети идут по кругу со словами:

         «Ты барашек, серенький

         С хвостиком беленьким.

         Мы тебя кормили

         Мы тебя поили.

         Ты нас не бодай

         С нами поиграй

         Поскорее догоняй».

         По окончании слов, дети бегут врассыпную, а «барашек» их ловит.

         Правило: Разбегаться можно только после окончания слов.

 

ЗАЙМИ МЕСТО

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: обучать детей умению играть по правилам, развивать силу бега.

         Один из участников - водящий - становится за круг. Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Водящий говорит:

         «Как сорока стрекочу

         Никого в дом не пущу.

         Как гусыня гогочу

         Тебя хлопну по плече - беги!»

         Сказав «беги!» водящий слегка ударяет по плечу одного из игроков. Круг останавливается, а тот, кого ударили, убегает со своего места и бежит навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, оставшийся становится водящим.

         Правило: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Во время бега не касаться стоящих в кругу детей.

 

ПОДАРКИ

(старший  дошкольный возраст)

         Цель: обучать детей умению играть в хороводные игры, запоминать слова и двигаться в соответствии с текстом.

         Дети ходят по кругу со словами:

         «Привезли мы всем подарки

         Кто захочет, тот возьмет

         Вот вам кукла с лентой яркой

         Конь, волчок и самолет».

         Ребенок, на которого покажет воспитатель, выбирает игрушку. Если выбирает куклу, то говорят слова:

         «Кукла, кукла, попляши

         Алой лентой помаши»;

         если выбирает самолет, то дети говорят:

         «Самолет летит, летит

         Смелый летчик в нем сидит»;

         если выбирает коня, то дети говорят:

         «Конь бежит наш цок - цок - цок.

         Слышен топот быстрых ног»;

         если выбирает волчок, то дети говорят:

         «Вот как кружится волчок

         Прожужжал и на бочок».

         Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

 

Использованные источники

  1. Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 136 с.
  2. Шишкина, В. А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 88 с.
Меню раздела