РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
Формирование положительного отношения к школе
- Экскурсии с ребенком в школу.
- Встреча и знакомство с учителями.
- Рассказы о своих любимых учителях.
- Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
- Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
- Организация семейнных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
- Семейное чтение художественной литературы.
- Организация книжного уголка для ребенка.
- Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
- Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
- Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре "Школа".
Никогда не запугивайте детей школой!
Тест для родителей
«Готов ли Ваш ребенок идти в школу?»
С помощью теста Вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «Да « или «Нет».
1.Часто Ваш ребенок заявляет о своем желании идти в школу?
2.Вашего ребенка сильно привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?.
3.Считаете ли Вы, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
4.Общителен ли Ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?
5.Способен ли хорошо запомнить и выполнить поручение (например, по телефону)?
6.Может ли побыть один и заняться чем-нибудь самостоятельно?
7.Как относится к игрушкам и личным вещам всегда убирает их ?
8.Умеет ли считать до 10 и обратно?
9.Может ли сравнивать числа и предметы?
10.Способен ли складывать и вычитать в пределах 10?
11.Знает ли простые геометрические фигуры(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)?
12.Умнеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья).
13.Может ли объединять одним словом понятия одного вида, рода (например, назвать одним словом «обувь» слова: «сапоги», «туфли», «ботинки»)?
14.Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко»-«холодно»)?
15.Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
16.Знает ли буквы и умеет читать по слогам?
17.Умеет читать на память стихи, рассказывать сказки?
18.Умеет ли пользоваться уверенно шариковой ручкой?
19.Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами?
20.Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
21.Рисунки Вашего ребенка как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
22.Может ли без особого труда собрать разрезанную нВ несколько частей картинку?
23.Может ли придумать слово к предложенному слову, так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево-ветки», «книга-страницы»)?
24.Считаете, что Ваш ребенок нелюбознателен и плохо осведомлен?
Соотнесите свои ответы с ключом:
- если на вопросы 1,3,4,5,6,8,9,10,11,12, 13,14,15,16.18.19.20,23 ответили «да», то за каждый ответ, начислите по одному баллу;
-если на вопросы 2,6,7, 17,21,24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ по одному баллу.
Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:
20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.
15-19 – Вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут Вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, Ваш ребенок почти готов к школе.
14 баллов и менее- лучшим советом для Вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут», Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.
Памятка родителям дошколят.
Что делать, чтобы ребенок с удовольствием ходил в Школу? 1. Следите за тем, чтобы ваш малыш вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке не способен воспринимать учебный материал. 2. В семейном кругу говорите о Школе в положительном ключе, помните, что, критикуя учителей в присутствии ребенка, вы подрываете авторитет педагогов. 3. Ребенок должен видеть, что вы с интересом относитесь к заданиям, которые он получает, к книгам и тетрадям, которые приносит из Школы. 4. Читайте сами, и пусть малыш видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора. Последние данные зарубежных психологов говорят о том, что любовь к чтению передается по наследству. 5. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, пишите письма. Если сын или дочь рассказывает о событиях, которые произвели на него сильное впечатление, предложите им записать этот рассказ, а вечером прочитайте всем членам семьи. 6. Принимайте участие в жизни группы или Школы. Дошколенку будет приятно, если его Школа станет частью вашей жизни. 7. Приучите малыша собирать портфель с вечера, формируя у него ответственность за свои обязанности и прививая ему, таким образом, навыки самостоятельности. 8. Бережно относитесь к призам и подаркам, которыми ребенок награждается в Школе, показывайте их друзьям, ставьте сувениры на видное место. 9. Поддерживайте в ребенке его стремление стать учеником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах помогут ему подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 10. Обсудите с ребенком те правила и нормы поведения, с которыми он встретится в Школе. Поясните их целесообразность и необходимость. 11. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 12. Составьте с малышом распорядок дня. Следите за его выполнением. 13. Не пропускайте трудности, возникающие у ребенка на начальном этапе овладения навыками. Доводите начатое дело до конца. 14. Поддерживайте малыша в его желании добиться успеха. 15. Если вас что-то беспокоит, не стесняясь, обращайтесь за советом или консультацией к учителям. 16. Учитесь на различных курсах, семинарах, тренингах. Ребенок должен видеть на вашем примере, что это необходимо для успешной жизнедеятельности. 17. С поступлением в Школу, в жизни вашего малыша появляются люди более авторитетные в глазах ребенка, чем вы. Это - учителя. Уважайте мнение ребенка о своих педагогах. 18. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в Школу существенно меняет жизнь ребенка, но у него должно оставаться достаточно времени для игровых занятий и общения с родителями и сверстниками. 19. Очень важно то, что вы говорите. Повторяя: "Ты устал? Не хочешь, не пойдешь. Нравится, не нравится? Будешь себя плохо вести, не пойдешь в школу" вы закрепляете негативное отношение ребенка к школе и позволяете ему управлять вами.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:
- Хочешь ли ты пойти в школу?
- Зачем нужно ходить в школу?
- Чем ты будешь заниматься в школе?
- Что такое уроки? Чем на них занимаются?
- Как нужно вести себя на уроках в школе?
- Что такое домашнее задание?
- Зачем нужно выполнять домашнее задание?
- Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?
Этапы подготовки руки к письму
Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны. Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для определения содержания и методики подготовки к обучению письму следует обратиться прежде всего к характеристике процесса овладения навыком письма. Этот процесс представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. В структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями между видимым, а также слышимым и произносимым словом, с одной стороны, и двигательной реакцией – с другой. Следовательно, в механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов (Е. В. Гурьянов, Б. Г. Ананьев)
Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.
Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.
Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера. Эти трудности преодолеваются путем длительных, систематических упражнений.
Таким образом, в содержание подготовки детей к письму, кроме их интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развития способности к элементарному осознанию этих явлений, умений звукового анализа, включается и подготовка к овладению техникой письма.
Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы:
- Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.
- Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).
- Ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.
- Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв).
- Выработку умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия. Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).
Эти задачи реализуются прежде всего в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.
- Большое значение имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию мелких мышц руки, предплечья, координации (согласованности) движений, нужных при письме.
- Полезны дидактические упражнения для развития ловкости в пальцах. Целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения: обводку и штриховку геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажки, кружки, огурец, удочка и др.); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху и внизу и др. в границах строчки.
- Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого (для развития кисти руки); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок (для развития пальцев руки).
В процессе этих упражнений обращается внимание на развитие глазомера и точности зрительного восприятия, пространственных ориентировок на листе тетради, соблюдение гигиенических правил при письме.
Повышая уровень развития мелкой моторики рук дошкольников - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению – мы способствуем развитию внимания, памяти, связной речи, готовности руки к письму, умения логически рассуждать.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Список литературы:
- Архангельская Н.В., Карлсен Е.Г. О подготовке к обучению грамоте в детском саду. // Подготовка в детском саду к школе. / Под ред. А. П. Усовой. – М., 2000.
- Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – Издательский дом «Карапуз», 2001.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Ёлкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития» 2003.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития» 1997.
- Галянт И., Галянт М. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание, 2003,№ 1.
- Карельская Е. Весёлые прописи: готовим руку к письму // Дошкольное воспитание, 2000, № 2, 4, 8.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М., АСТ, 2004.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт – Петербург, 1999.
- Чудакова А. О подготовке руки к письму // Дошкольное воспитание, 2005, № 9.
Консультация для родителей:
«Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»
Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети, и родители сдают свой первый экзамен, который может определить всю дальнейшую судьбу ребенка, ведь плохой школьный старт часто становится первопричиной всех будущих неудач.
Некоторые родители считают, что ребенка можно подготовить очень быстро перед самой школой, усиленно занимаясь. Но это решение нельзя считать правильным, так как такая «быстрая подготовка» может способствовать психологической перегрузке ребенка. Именно поэтому задача родителей, в меру своих сил и возможностей, пытаться подготовить ребенка к школе - заранее, чтобы улучшить его дальнейшее обучение и предупредить школьную неуспеваемость.
Важно, чтобы ребенок шел в школу готовым физически, но не менее важна готовность психологическая.
Cоставляющими психологической готовности являются:
- личностная готовность;
- волевая готовность;
- интеллектуальная готовность.
Личностная готовность (мотивационная и коммуникативная) выражается в отношении ребенка к школе, к обучению, к учителю и к самому себе. У детей должна быть положительная мотивация к обучению в школе. (Мотивация - это внутреннее побуждение к какой-либо деятельности).
Как правило, все дети хотят идти в школу, надеются быть хорошими учениками, получать хорошие оценки. Но привлекают их различные факторы. Одни говорят: «Мне купят портфель, форму», «Там учится мой друг» ... Однако, это все внешние проявления. Важно, чтобы школа привлекала своей главной целью - обучением, чтобы дети говорили: «Хочу учиться читать», «Буду хорошо учиться, чтобы, когда вырасту, стать ...» Определить мотивацию ребенка в обучении можно с помощью упражнений - игр. В комнате, где выставлены игрушки, ребенку предложите их рассмотреть. Затем садитесь вместе с ребенком и читаете сказку, которую раньше не читали. На самом интересном месте останавливаетесь и спрашиваете, что хочет ребенок: слушать сказку дальше или играть игрушками. Вывод таков: если ребенок хочет идти играть - у него преобладает игровой мотив. Дети с познавательным интересом хотят слушать сказку дальше.
Формированию мотивационной готовности способствуют разнообразные игры, где активизируются знания детей о школе. Например: «Собери портфель», «Я иду в школу», «Что у Незнайки в портфеле». Итак, мотивационная готовность - это желание ребенка принять новую для него социальную роль. Для этого важно, чтобы школа нравилась своей главной целью -обучением.
Личностная готовность включает в себя и умение общаться со сверстниками и учителями и желание быть доброжелательным, не проявлять агрессии, выполнять работу вместе, уметь прощать.
Эмоционально - волевая готовность - включает в себя умение ребенка ставить перед собой цель, планировать свои действия, оценивать свои результаты, адекватно реагировать на замечания.
Ребенка ждет нелегкая напряженная работа. От него будут требовать делать не только то, что хочется, но и то, что надо: режим, программа. Дети 6-ти лет, которые психологически готовы к школе, способны отказаться от игры и выполнить указание взрослого.
Что такое «Готовность к обучению в школе?»
Отдавать ребенка будущей осенью в школу или еще год подождать с началом обучения? Многих родителей шестилеток и даже тех, кому еще нет шести, волнует этот вопрос до самого первого сентября. Озабоченность родителей понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успешность ребенка в последующие годы, его отношение к школе, обучение и, в конечном результате, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
«Мой ребенок с трех лет читает, считает, умеет писать простые слова. Ему, наверное, несложно будет учиться в первом классе», - часто можно слышать от родителей шестилеток. Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтении и счете еще не означают, что ребенок психологически созрел изменить деятельность с игровой на учебную. Кроме того, необходимые личностные качества и мышление малыша просто не успевают развиться, не хватает ни времени, ни сил.
Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Итак, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую, социальную или личностную готовность к обучению в школе.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки каждой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успеваемости в школе.
Ребенок всегда, независимо от возраста, готов к получению новых знаний, то есть готов учиться, даже если мы специально его обучением не занимаемся. Почему же тогда у некоторых детей при обучении в школе возникают проблемы различного характера? Это можно объяснить следующими причинами:
- Современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которым присущи определенные характеристики, хотя учиться, способны все дети.
- Школа со своими нормами, методами обучения и режимом предъявляет первокласснику вполне определенные требования. Эти требования жесткие, консервативные и детям приходится приспосабливаться к школе, не дожидаясь изменений со стороны школы.
- В школу приходят разные дети, но ко всем предъявляются одинаковые требования.
Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?
1 . Фамилия, имя свое и родителей;
2 . Свой возраст (желательно дату рождения);
- Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;
- Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность);
- Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), страны (южные и северные); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое;
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
- Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.);
- Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);
- Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий;
- Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.