Летний период 2024 года

Летнее время в детском саду

Деятельность учреждения образования в летний период направлена на реализацию следующих задач:

*формирование культуры здоровья детей раннего и дошкольного возраста посредством организации и проведения комплекса мероприятий, в том числе создания здоровьесберегающей предметно-развивающей среды, направленных на повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников, в том числе с ОПФР;

*воспитание культуры безопасности жизнедеятельности на основе практического применения детьми раннего и дошкольного возраста, в том числе с ОПФР, правил безопасного поведения в процессе решения проблемных (игровых) ситуаций в различных видах детской деятельности;

*формирование основ эстетической культуры воспитанников средствами музыкального и изобразительного искусства, художественной литературы.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летних каникул в учреждении образования составляет 92 дня.

В период каникул при сокращении численности воспитанников при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации допускается переформирование групп учреждения образования или их закрытие.

Во время летних каникул (с 1 июня по 31 августа) занятия с воспитанниками не проводятся. При этом в образовательный процесс включаются мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которые проводятся с воспитанниками ежедневно на улице за исключением неблагоприятных метеорологических условий (дождь, сильный ветер и пр.)

Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности включают утреннюю гимнастику; подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках; физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья; самостоятельную двигательную деятельность воспитанников. Они направлены на обогащение и накопление двигательного опыта воспитанников; закрепление и совершенствование основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание, ползание, лазанье, равновесие; развитие физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость); овладение техникой спортивных упражнений (катание на велосипеде, самокате, плавание), элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, теннис, бадминтон) за счет оптимального и вариативного применения предметно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников и др.

Мероприятия художественно-эстетической направленности включают:

*изобразительную деятельность воспитанников (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

*музыкальную деятельность воспитанников (развлечения, праздники);

*ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

В летний период особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т.к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 4 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении образования. Питьевая вода выносится на улицу, по просьбе детей разливается в пластмассовую посуду одноразового использования или многоразовую посуду для индивидуального пользования ребенком.

Ознакомится с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования» можно здесь (159 КБ)

свернуть

Экологическое воспитание детей летом

Летом дети большую часть проводят на участке, поэтому необходимо организовать различные мероприятия, которые помогут им углубить свои знания о природе, расширить представления, полученные в течение года.

Прогулку можно превратить в увлекательное путешествие, в наглядный рассказ о том, как красив и удивителен зеленый мир! Беседуя с ребенком о цветах травах, обратите внимание на цветовую палитру, многообразие оттенков и форм.

Первое, то должен уяснить ребенок, гуляя на участке, в парке, - нельзя рвать понравившиеся цветы и ломать ветки. Рассмотрите клумбу. Клумба – это не просто место засаженное цветами, она должна хорошо просматриваться издалека, центр клумбы приподнят над землей, чтобы цветы были лучше видны. Клумбу украшают цветы контрастные по цвету. Обратите внимание на лепестки- они бывают резные, ажурные, продолговатые.

Кусты и деревья тоже заслуживают внимания – на их примере можно показать разнообразие форм и цветов. Научите распознавать деревья по форме кроны, ствола, листьев. Погладьте ствол дерева и ощутите его поверхность, послушайте шелест листвы, полюбуйтесь сквозь ажурные листья и ветки голубым небом, бегущими облаками.

Не упускайте из виду и насекомых, которые обязательно найдутся среди зелени. Понаблюдайте за бабочками, обратите внимание на окраску, полет, красоту. Стремитесь вызвать интерес к ползающим насекомым. Где можно встретить божью коровку? Почему она хорошо заметна среди зелени? Чем питается жучок? Какие у него крылья? Сколько у него лапок?

В летний период открываются прекрасные возможности для совершения различных прогулок- походов. Летняя природа дает огромную пищу для ума ребенка.

 Наблюдения в природе летом

 • Под влиянием солнечного света, тепла бурно растут травы, цветы, деревья, после цветения появляются плоды, ягоды.

 • Дождь оказывает благотворное влияние на растительность- зелень и окраска цветов становится ярче, при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.

 • Лето удивительно богато запахами цветов, деревьев, трав. Неповторимы запахи свежескошенной травы, мяты, ромашки. Учите детей различать запахи, запоминать их.

 • Птицы летом заняты выкармливанием птенцов, поэтому почти не поют. Наблюдать по возможности за их поведением - как они носят корм в клюве, учат птенцов летать.

 • Неживая природа летом удивляет семицветием радуги, раскатами грома, сверканием молний, ливневыми и «слепыми» дождями, сменами ветров и температуры воздуха.

 • Попробуйте отыскать вместе с ребенком, увиденные в книге растения. Так интересно узнать, что эту траву зовут мискантус китайский или синеголовник … .

 • Не забывайте обращать внимание ребенка на биологические особенности растений - одна трава растет на солнышке, другая- в тени, одной хорошо на сухом пригорке, другой на болоте.

Время летних прогулок следует использовать для сбора природного материала, который может пригодиться в свободное время зимой, в игровой деятельности. Это могут быть травы, цветы для гербария, камешки, веточки, шишки.

         Отправляемся на улицу гулять.

 Игры для самых маленьких.

 Погода. Ее состояние и постоянные изменения прекрасный повод для наблюдений. Почаще любуйтесь небом и сравнивайте его состояние. В ветреную погоду посмотрите, как ветер качает ветки деревьев, послушайте его песенку. Поиграйте игру «солнышко и дождик». А еще можно превратить солнечный луч в «зайчика» и поиграть с малышами в догонялки.

 Вода. Познакомьте малышей со свойствами воды- вот она льется, становится холодной, теплой. Поиграйте в «Рыбака и рыбку» - вылавливайте сачком игрушки из надувного бассейна или тазика.

 Песок.  Покажите, как сухой песок пересыпается из ведерка в формочку, и расскажите, что его можно просеивать через воронку или решето. Если песок намочить, он сохраняет форму того предмета, в который его насыпали. Вместе с малышами приготовьте пирожки для куклы.

 А вот и камешки! Сколько их, какие разные! Их можно погладить, ими можно по всему постучать, выложить на песке контур любого предмета.

 Вот это дерево!  Учите детей различать деревья, кусты. Попросите малыша показать высоту дерева, вытянув пальцы вверх или присев на корточки. Соберите насколько разных по форме листьев и сравните их форму. Маленькие дети с удовольствием откликаются на предложение пойти поздороваться с деревом или поиграть в прятки, скрываясь за стволом дерева.

 Игры для детей постарше.

 Цветы и ветерок.  Дети выбирают для себя название цветка, обращаются к ведущему- ветерку «Здравствуй, ветерок! Угадай наше имя». Ветерок отвечает «Здравствуйте, цветы! »- и начинает перечислять названия цветов. Как только угадывает название, дети разбегаются, а ведущий их ловит. При повторении игры выбирается другое название цветка, а также можно поменять способ бега - спиной вперед, галопом, на носках, на внешней стороне стопы. Теми же движениями пользуется ведущий.

 Найди камешки. Детям поочередно даются задания- найти самый большой камень, самый гладкий, самых красивый. Игра проводится в форме соревнования – кто быстрее.

 К названному цветку беги.  Дети не должны срывать цветы. Подбежав к цветку, его можно понюхать, бережно потрогать рукой.

 И самое главное - это вырастить хоть одно, но собственное растение. Также можно организовать работу на экологической тропе. Главное назначение экологической тропы для дошкольников не сколько информационное, сколько деятельностно - игровое. Не нужно стремиться, чтобы все выглядело идеально – убирать сухие листья, уничтожать сорняки. Экологическая тропа может содержать – овощной огород, аптекарский уголок, метеоплощадку, альпийские горки, цветочные «часы».

свернуть

Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности

В содержание утренней гимнастики с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

* комплекс общеразвивающих упражнений;

* обыгрывание сюжета;

* 3—4 подвижные игры;

* физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

* оздоровительный бег на участке (стадионе);

* элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

Проведение подвижных игр и физических упражнений на первой и второй прогулках осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, их способностей и потребностей.  Используются следующие варианты их проведения:

1. Комплекс подвижных игр (2—3 игры) различной подвижности (малой, средней, высокой) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

* профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

* развитие координационных способностей;

* развитие (совершенствование) физических качеств;

* совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);

2. Спортивные упражнения и элементы спортивных игр;

3. Игры с элементами спортивного ориентирования;

4. Комплекс подвижных игр (2—3 игры), в том числе белорусских народных игр, разной подвижности и с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников, их физические, нравственно-волевые качества, интеллектуальные способности.

Физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья как формы коллективного, деятельного отдыха, комплексно решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствуют развитию у воспитанников умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждают каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей, оказывают общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении образования. Она способствует проявлению ребенком уровня своих двигательных, игровых, коммуникативных умений в наибольшей степени. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в летний период  создаются следующие условия:

* включение в распорядок дня времени на самостоятельную двигательную деятельность воспитанника (утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке);

* обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения воспитанником физических упражнений на воздухе;

* предоставление достаточного места для движений воспитанников, выполнения ими физических упражнений;

* индивидуализация (дифференциация) физических упражнений для каждого конкретного ребенка, группы воспитанников.

При организации и проведении мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности соблюдается индивидуально-дифференцированный подход.

свернуть

Музыкальная деятельность с воспитанниками

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

    
  • использование музыки в разных компонентах распорядка дня;

  • фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

  • проведение музыкально-дидактических игр, музыкальных викторин и др.;

  • включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (например, А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);

  • элементарное музицирование воспитанников (соло, ансамбль, оркестр);

  • самостоятельная музыкальная деятельность воспитанников (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

1) коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы;

2) музыкальные игры с пением, хороводы;

3) подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

* развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

* формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

* формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

* развитие музыкально-творческих способностей;

4) игры с музыкальными инструментами;

5) музыкальные игры-релаксации.

В летний период для создания эмоционального благополучия воспитанников  проводятся тематические развлечения, праздники и другие мероприятия.

В целях формирования основ гражданско-патриотической культуры воспитанников с учетом их возраста включается в содержание развлечений, праздников и иных мероприятий материал, направленный на воспитание уважительного отношения воспитанников к героическому прошлому своего народа, ценностного отношения к жизни и миру, уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов, чувства гордости за достижения своей страны и др.

свернуть

Особенности организации питания

Организация питания в учреждениях образования осуществляется в соответствии с ежегодными Методическими рекомендациями по организации питания в учреждениях образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь и Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В летний период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на объекты общественного питания, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

                            

  В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях образования ежедневно проводится  С- витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.

С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями нормативных правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 C — +15 C, перед раздачей пищи. При С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 процентов суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:

* обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;

* максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);

* использовать кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;

* учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

* обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию объектов общественного питания, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).

С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 ° C — +15 ° C, перед раздачей пищи. При С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:

  • обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;
  • максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);
  • использовать технологическую и кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;
  • учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
  • обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).
свернуть
Меню раздела