Подготовка к школе

Что необходимо приобрести родителям к новому учебному году

Готовность ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе — сложный и тру­доемкий процесс. Поэтому чем раньше ваш ребенок научится читать, считать, размышлять, сравнивать и логично мыслить, тем проще ему будет учиться в школе!
развернуть

Ребёнок должен знать:

  • свое имя, отчество и фамилию;
  • свой возраст (желательно дату рождения);
  • домашний адрес;
  • свой город и его главные достопримечательности;
  • страну, в которой живет;
  • фамилию, имя, отчество родителей, их профессии;
  • времена года (последовательность, основные приметы, месяцы, загадки и стихи о временах года);
  • домашних животных и их детенышей;
  • диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей;
  • транспорт наземный, водный, воздушный.

Ребёнок должен уметь:

  • различать одежду, обувь и головные уборы, зиму­ющих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды;
  • уметь рассказывать русские и белорусские на­родные сказки;
  • различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоуголь­ник, треугольник, овал;
  • свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх-низ и т.д.);
  • внимательно, не отвлекаясь, слушать взросло­го 30—35 минут;
  • полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (при­думать) рассказ по картинке, по серии картинок;
  • запомнить и назвать 6—8 предметов, слов;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;
  • определять количество и последовательность звуков в словах типа: «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»;
  • хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы);
  • владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, разли­чать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов);
  • свободно считать от 1 до 10 и обратно; выпол­нять счетные операции в пределах 10.

Перед поступлением ребенка в школу родителей обычно беспокоит вопрос о том, как подготовить его к овладению навыками письма.

Нужно знать, что способность писать требует:

  • хорошо развитой моторики кисти;
  • явно выраженной доминирующей руки (правой/ левой);
  • координации между глазами и кистью руки;
  • развитых глазных мускулов и скоординированной фиксации глаз;
  • восприятия и понимания картинок;
  • распознавания различных форм (букв) с помощью осязания;
  • понимания нормальной речи и хорошего сло­жного запаса.

Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых, и малыш закреп­ляет неточный навык обращения с пишущим предметом время рисования, письма печатными буквами, штри­шки. Правила пользования ручкой разрабатывались детально: в них учтены правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способность выдерживать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка же, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно после переучить.

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола.

Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5—2 см.

Конец пишущего предмета ориентирован на плечо.

Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.

ВАС ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ...

Если ребенок активно поворачивает лист во время рисования и закрашивания — это означает, что малыш не умеет изменять направление линии толь­ко при помощи пальцев (а значит, его рука жестко фиксирована).

КАК ИСПРАВИТЬ?

Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.

  1. На верхней фаланге среднего пальца можно по­ставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
  2. Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
  3. Если жестко фиксирована рука, то может по­мочь обведение или рисование крупных фигур (раз­мером в треть альбомного листа) без отрыва руки.
  4. Если ваш ребенок долго застегивает пугови­цы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание и на сформированность навыка письма.

ПОМНИТЕ!

  • В дошкольном возрасте нужно не обучать ре­бенка написанию письменных букв, а готовить его к письму при помощи специальных упражнений.
  • Задания должны быть нескучными, с инте­ресными рисунками, которые можно обвести и рас­красить.
  • Материал для обучения письму должен строго дозироваться. Дошкольник 6 лет не должен пропи­сывать, даже с отдыхом, более 3—4 строчек.
  • Заниматься с ребенком желательно не более 20—30 минут.
  • Не забудьте похвалить ребенка за старания, за­мечайте даже незначительные успехи, не ругайте его за каракули.
свернуть

Школа жизни: рабочее место ребенка

Идеи и рекомендации для разного возраста.
развернуть
С появлением ребенка в семье, назначение дома и его интерьер меняются кардинально: кроме того, что необходима организация мест, где ребенок будет играть, спать, принимать пищу, очень важно не оставлять на последнем плане вопрос обустройства рабочего места ребенка. Удобное и гармоничное рабочее место ребенка приучает его к порядку и настраивает на рабочий лад.
Дети от 1 до 5 лет
В этом возрасте все занятия у детей в форме игры. Будет отлично, если родители смогут находиться рядом, когда ребенок начнет применять свою фантазию в творчестве, так как у него могут постоянно возникать вопросы, или он с радостью будет делиться своими мыслями с родителями. Тетрадки, книжки, карандаши, материалы для лепки — все эти предметы должны иметь свои места и быть доступны для ребенка.
Задействуйте стены для хранения и создания экспозиций сделанных работ. Чтобы не проделывать постоянно дырочки в стенах, лучше использовать специальные магнитные или пробковые доски. Есть очень удобные и полезные полочки, закрытые со всех сторон перекладинами, их можно повесить на доступном для ребенка уровне и хранить там разные материалы для занятий (в отличие от больших коробок, они не занимают много места, и навести беспорядок там сложно). Если продолжить рассматривать возможности стены, то очень полезными могут оказаться кухонные рейлинги, на которых можно закрепить различные крючки, стаканы и так далее.
3 рекомендации по обустройству рабочего места для малыша:
все предметы для творчества лучше хранить в доступной для ребенка зоне: если вешать полки, то на уровне роста ребенка;
меловая доска — очень полезная деталь: это может быть отдельно стоящая доска или часть стены, выкрашенная специальной краской;
добавьте ярких красок, они будут стимулировать творчество.
Дети от 6 до 10 лет
Для школьников младшего возраста уже необходимо полноценное рабочее место. Если детей больше одного, каждому нужно строго свое место. Источник света должен находиться с левой стороны. Желательно установить несколько источников, дающих рассеянный свет: на столе — настольную лампу, а над рабочей поверхностью (на высоте примерно 70 сантиметров) — люминесцентную лампу теплого спектра. Во время занятий должна быть хорошо освещена вся комната. Если при ярком освещении стола остальная комната находится в полумраке, ребенок будет быстро утомляться. Как и во многих других зонах дома, тут важно подумать о хранении, непременно, стоит организовать компактное и удобное хранение.
Для развития творческого мышления подумайте над созданием доски над рабочей зоной, где можно вешать расписания, заметки, вырезки, рисунки, тут можно использовать бесконечное количество креативных идей.
4 рекомендации по обустройству рабочего места для ребенка:
во время занятий должна быть возможность исключать отвлекающие факторы;
повесьте специальные веревки или струны, где можно будет вешать работы ребенка;
пробковые подставки под горячее можно использовать как доски для заметок;
самое лучшее место для рабочей зоны у стены, чтобы естественный свет падал с левой стороны (для левшей) или с правой (для правшей).
свернуть