КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

  1. Светофор
  2. Воробушки и автомобиль
  3. Цветные автомобили
  4. Это я, это я, это все мои друзья!
  5. Да – нет
  6. Запрещается – разрешается
  7. Переход
  8. Светофор
  9. Найди и расскажи
  10. Улицы города
  11. Угадай, какой знак
  12. Поставь дорожный знак
  13. Рассуждалки
  14. Чтобы не случилось беды
  15. Трамвай
  16. Регулировщик
  17. Виды перекрестков
  18. Улица города
  19. Автобус
  20. Дорожные знаки
  21. Найди свой знак
  22. Трамвай
  23. Поезд
  24. Угадай транспорт
  25. Подумай – отгадай
  26. Собери знак
  27. Вопросы и ответы
  28. Машины
  29. Наша улица
  30. Поставь дорожный знак
  31. Улица города
  32. Пешеходы и водители
  33. Наш друг постовой
  34. Найди безопасный путь
  35. Где мое место?
  36. Путаница
  37. Дорожный экзамен
  38. Выполни поручение
  39. Повороты
  40. Как проехать?
  41. Передай жезл
  42. Теремок
  43. Автошкола
  44. На островке
  45. Игра в мяч
  46. К своим знакам
  47. Где мы были, мы не скажем, на чем ехали покажем
  48. Грузовики
  49. Трамваи
  50. Добеги до знака
  51. Светофор
  52. Стоп – идите
  53. Ловкий пешеход
  54. Птицы и автомобиль

МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

СВЕТОФОР

Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, его сигналов.

Материал и оборудование: цветные картонные кружки (красные, желтые, зеленые), макет светофора.

Ход игры

Воспитатель раздает детям кружки желтого, красного и зеленого цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

 

ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ

Цель: закреплять полученные представления о правилах дорожного движения.

Ход игры

Границы  площадки очерчиваются  или отмечаются флажками. На одном конце площадки  размещаются на стульях или скамейках «воробушки». На другом конце обозначается место для автомобиля (гараж)  «Воробушки»  вылетают из гнезда — говорит воспитатель: дети спрыгивают    со скамеек, и начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах. Раздаётся гудок, и появляются «автомобили»   (назначенные дети). «Воробушки» пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое мес­то). «Автомобили» возвращаются в гараж. Игра повторяется с дру­гими «автомобилями».

Детям, изображающих автомобили, можно предложить руль. Воспи­татель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки, а «автомоби­ли» соблюдали Правила дорожного движения (разметку дороги, знаки).

В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами об пол или о землю.

 

ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Цель: закреплять представления детей о Правилах дорожного движения через «вождение автомобилей» по специально подготовленной площадке; разви­вать внимание и выдержку.

Ход игры

Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — «автомобили». Каждому из играющих дается флажок како­го-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.

Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (соблюдая Правила дорожного движения, разметку, знаки), на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавлива­ются и направляются каждый в свой «гараж». Затем воспитатель под­нимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вмес­те, и тогда все «автомобили» выезжают из своих «гаражей».

Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (напри­мер, «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращают­ся домой»).

 

ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!

Цель: закреплять представления детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения в общественном транспорте.

Ход игры

Воспитатель читает текст, дети по необходимости отвечают одной фразой: «Это я, это я, это все мои друзья!» или  «Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья».

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место?

Кто, пусть смело говорит,

На подножке не висит?

Знает кто,

Что красный цвет

Означает: хода нет?

Кто из вас, идя домой,

Мяч гонял по мостовой?

 

ДА – НЕТ

Цель: закреплять представления детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения в общественном транспорте.

Ход игры

  Воспитатель читает текст, дети по необходимости отвечают одним словом: да или нет.

Быстрая в городе очень езда,

Правила знаешь движения? (Да!)

Вот в светофоре горит красный свет,

Можно идти через улицу? (Нет!)

Вот и зелёный зажёгся. Тогда

Можно идти через улицу? (Да!)

Сел в автобус, но не взял билет,

Так поступать полагается? (Нет!)

Старушке в преклонные очень года

Ты в транспорте место уступишь ? (Да!)

Запомните, дети, что «Нет», а что «Да»,

И делать, как нужно, старайтесь всегда.

 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ – РАЗРЕШАЕТСЯ

Цель: закреплять представления детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения в общественном транспорте.

Ход игры

  Воспитатель читает стихотворение, дети хором говорят одно из слов: запрещается или разрешается.

 - И проспекты, и бульвары –

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу

                                   (запрещается).

- Если едешь ты в автобусе

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперёд.

Ехать «зайцем», как известно,

                                 (запрещается).

Уступить старушке место

                                 (разрешается).

- Если ты гуляешь просто,

Всё равно вперёд гляди,

Через шумный перекрёсток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

                               (запрещается).

При зелёном – даже детям

                           (разрешается).

- А если же вы приняли решение

Прожить сто лет и более того

-Без уваженья к правилам движения

С затеей той не выйдет ничего.

 

ПЕРЕХОД

Цель: закрепить представления о ПДД.

Ход игры

На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре жел­тый свет. На зеленый сигнал дети идут по переходу, сначала смот­рят налево, потом направо.

 

СВЕТОФОР

Цель: знакомить детей с сигналами светофора, закреплять представления о правилах движения по сигналам светофора.

Ход игры

Дети и взрослый рассматривают светофор, закрепляют значение цветов. Затем взрослый предлагает одному из детей взять на себя роль светофора» и надеть нагрудный знак «светофор». Остальные дети изображают машины и пешеходов, которые должны двигаться согласно сигналам светофора.

 

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

НАЙДИ И РАССКАЖИ

Цель: учить детей различать дорожные знаки, закреплять представления о ППД.

Материал и оборудование: четыре диска с различными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными, предписывающими (диск представляет собой два круга из плотной бумаги, скрепленных в центре таким образом, чтобы один можно было вращать, а другой при этом оставался неподвижным; в верхнем сделано отверстие-окошко, а на нижний наклеены знаки).

Ход игры

Дети вращают верхний круг, в окошке появляется знак. Дети должны назвать его и рассказать, что он обозначает. Постепенно в игру включаются все знаки.

 

УЛИЦА ГОРОДА

Цель: уточнить и закрепить представления детей о ППД, поведении на улице, о различных видах транспортных средств.

Материал и оборудование: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Ход игры

      Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы ребята сопровождают показом на макете.

Вопросы:

Какие дома на нашей улице?

Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее)

Где должны ходить пешеходы?

Где должны ездить автомобили?

Что такое перекресток?

Где и как нужно переходить улицу?

Как обозначается пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие дорожные знаки есть на нашей улице?

Для чего они предназначены?

Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

Как надо вести себя в автобусе?

Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая ППД. Затем кто-то из детей изображает пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справился с ролью водителя или пешехода.

 

УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК

Цель: учить детей различать дорожные знаки; закреплять представления о ППД, воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными представлениями в повседневной жизни.

Материал и оборудование: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Ход игры

ВАРИАНТ № 1

Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.

ВАРИАНТ № 2

Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

 

ПОСТАВЬ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК

Цель: учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие – «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные», запрещающие – «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие – «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные – «Место стоянки», «Пешеходная дорожка», знаки сервиса – «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Место отдыха», «Пост ГАИ»; развивать внимание, навыки  ориентировки в пространстве.   

Ход игры

Детям предлагается:

1.Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.

2.Рассмотреть нужные дорожные знаки. Например, у школы – знак «Дети», у кафе – «Пункт питания», на перекрестке – «Пешеходный переход» и т.д.

 

РАССУЖДАЛКИ

Цель: закреплять представления детей о правилах дорожного движения, развивать внимание, мышление.

Правила игры: отвечать подробно, не спеша, хорошо продумывать ситуацию. Слушайте внимательно и кто-то один нам расскажет.

  • Ты переходишь улицу в положенном месте на зеленый сигнал светофора, но когда ты оказался на середине, загорелся желтый свет. Что ты будешь делать? Покажи и расскажи.
  • Ты переходишь улицу на зеленый свет, но слышишь сигнальные знаки спецмашины. Что это может быть за машина, и как ты поступишь? Покажи и объясни.
  • Ты вышел кататься на санках во двор, а твой друг предлагает пойти на горку, которая находится рядом с дорогой, по которой ездят машины. Как ты поступишь?
  • Во время перехода улицы у тебя из рук вырвался воздушный шар. Как ты поступишь?

 

ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ

Цель: знакомить детей с правилами поведения на улице, на дороге; закреплять представления о дорожных знаках.

Материал и оборудование: макет улицы со знаками и светофор.

 

Ход игры

Детям предлагается макет перекрестка с различными знаками и светофором. Взрослый объясняет, как надо переходить улицу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.

 

ТРАМВАЙ

Цель: закреплять представления детей о сигналах светофора, правилах поведения в общественном транспорте.

Материал и оборудование: шнур, цветные флажки

Ход игры

Дети стоят вдоль комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руки. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка – желтый, красный, зеленый. Воспитатель поднимает флажок зеленого цвета, дети бегут – «трамвай» двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят зеленый флажок, движение трамвая продолжается; если появился желтый или красный флажок, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.

 

РЕГУЛИРОВЩИК

Цель: закрепить представления с детьми значения символов регулировщика.

Ход игры

На площадке по ПДД там, где есть перекресток и обозначены переходы в виде «зебры», ставят регулировщика. Ребят делят

На две группы, одна из которых будет изображать водителей, другая – пешеходов. Регулировщик внимательно следит за их движением. Тех, кто нарушил правила перехода или проезда, он останавливает сигналом свистка. Воспитатель детально разбирает нарушения в присутствии детей.

 

ВИДЫ ПЕРЕКРЁСТКОВ

Цель: познакомить детей с видами перекрестков; учить правилам перехода улицы; развивать внимание и наблюдательность.

Материал и оборудование: бумажные карточки с изображением разных вариантов уличных перекрестков.

Ход игры

По приглашению воспитателя дети берут по одной карточке с изображением уличных перекрестков и находят соответствующую карточку большого размера. Допустивший ошибку должен объяснить, в чем заключается его ошибка.

УЛИЦА ГОРОДА

Цель: уточнить и закрепить представления о ПДД, поведения на улице, о различных видах транспортных средств.

Материал и оборудование: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Ход игры

Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы ребята сопровождают показом на макете.

Вопросы:

Какие дома на нашей улице?

Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?

Где должны ходить пешеходы?

Где должны ездить машины?

Что такое перекресток?

Где и как нужно переходить улицу?

Как обозначается пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие дорожные знаки есть на нашей улице?

Для чего они предназначены?

Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

Как надо вести себя в автобусе?

Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель  предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая ПДД. Затем кто-то из детей изображает пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справился с ролью водителя или пешехода.

 

АВТОБУС

Цель: закрепить представления о ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.

Материал и оборудование: маленькие стулья; руль.

Ход игры

С помощью считалки выбирают водителя. Моделирование ситуа­ций: женщина с ребенком, бабушка, слепой.

 

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторы­ми предупреждающими знаками.

Ход игры

Варианты игры

«Разное среди общего» Детям предлагается разложить знаки по группам и рассказать, что они обозначают.

«Играем сами»   Детям предлагаются карточки с разными дорожными ситуация­ми. Ребята должны правильно подобрать дорожные знаки к картин­кам, затем обосновать свой выбор.

«Улица города»   Детям предлагается выступить в роли инспекторов ГАИ в новом городе, где необходимо расставить дорожные знаки, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий.

 

НАЙДИ СВОЙ ЗНАК

Цель: закреплять полученные представления детей о различных видах дорож­ных знаков.

Ход игры

Дети получают знаки (предупреждающие, информационные, ука­зательные, запрещающие) и группируются по 4 — 6 человек в разных углах комнаты. В каждом воспитатель ставит на   подставке геометрически фигуры  (круг, квадрат, треугольник)     По сигналу воспитателя «Знаки разбежались» Дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По новому сигналу «Найди свой знак» дети бегут к фигуре соответствующей по форме знаку.    

Вариант игры. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет фигуры. По слову «Домой» дети открывают глаза, находят знак и бегут к нему. Воспитатель отмечает, какая группа собралась быстрее других.

ТРАМВАЙ

Цель: закреплять представления  о сигналах светофора, правилах поведения в общественном транспорте.

Ход игры

Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руки. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны? Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка—жёлтый, красный, зелёный. Воспитатель поднимает флажок зелёного цвета, дети бегут «трамвай» движется. Добежав до воспитателя, дети смотрят не сменился ли цвет флажка: если поднят зелёный флажок, движение продолжается; если появился жёлтый или красный флажок дети останавливаются и ждут, когда появится  зеленый.

Если желающих много, можно сделать остановку на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Подъезжая к остановке, «трамвай» замедляет ход и  останавливается, одни пассажиры выходят, другие входят. Воспитатель поднимает зелёный флажок: «Поехали!»

Если детям более знаком   автобус или троллейбус, можно заменить трамвай этими видами   транспорта.

ПОЕЗД

Цель: закреплять представления детей о правилах дорожного движения через  поездку в «поезде» по специально подготовленной площадке; разви­вать внимание и выдержку.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в поезд: «Я буду паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впере­ди стоящего. «Поехали», — говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу». «Поезд» едет в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок и поезд опять отправляется в путь

Вариант 1. Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнату. Первый стоящий в колонне — паровоз, остальные — вагоны. Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцеп­ления); вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей, ставит впереди более активного ребенка.

Вариант 2. Когда дети хорошо освоят игру, то есть движение друг за другом, можно ввести усложнение — после остановки поезда дети идут гулять: собирает грибы, ягоды, цветы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в услов­ленное место (к стене)  и строятся  в  колонну.

Рекомендуется использовать в игре пособия, например,  когда поезд пойдет по мосту (по гимнастической скамейке или по доскам, положенным на ступеньки, или между двумя рейками, начерчен­ными Линиями,  проложенными  шнурами  и т. д.).

 

Угадай транспорт

Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Материал и оборудование: картинки (карточки) с изображением транспорта.

 

Ход игры

Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель.

 

Играй, да смекай!

Цель: учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; развивать умственные способности и зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Материал и оборудование: таблицы с изображением дорожных знаков, пустые карточки.

Ход игры

В игре участвуют 4 - 6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает загадки (стихи)  о  дорожных  знаках,  дети  закрывают карточками их изображения на таблице. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

 

Подумай – отгадай

Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.

Материал и оборудование: фишки.

Ход игры

Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Вопросы:

Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

Кто ходит по тротуару? (пешеход)

Кто управляет автомобилем? (Водитель)

Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)

Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

Сколько сигналов у светофора? (Три)

На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)

Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке).

 

Собери знак

Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.

Материал и оборудование: в конвертах пазлы – дорожные знаки, фишки.

Ход игры

Воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде (сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей (пазлы). Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.

 

Вопросы и ответы

Цель: закрепить представления о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице; развивать мышление, память, сообразительность, речь.

Материал и оборудование: фишки.

Ход игры

Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.

  1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
  2. Где можно гулять детям? (во дворе)
  3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
  4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
  5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
  6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
  7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
  8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
  9. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
  10. Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)
  11. Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)
  12. Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)
  13. Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)
  14. Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской, наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.)

 

Машины

Цель: формировать умение складывать изображение машины из деталей геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола; развивать логическое мышление,

умение составлять из частей целое.

Материал и оборудование: схемы с изображением машин, состоящих из разных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг); детали геометрического конструктора – мозаики.

Ход игры

Воспитатель вместе с детьми рассматривают из каких частей состоят машины (кузов, кабина, колеса); какие геометрические фигуры используются (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг). Далее воспитатель предлагает из деталей геометрического конструктора – мозаики выложить изображение машины на плоскости стола, опираясь на схему.

 

Наша улица

Цель: расширять представления детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные), предназначенные для водителей и пешеходов

Материал и оборудование: макет улицы с домами, перекрестком; автомобили (игрушки); куклы - пешеходы; куклы - водители; светофор (игрушка); знаки, деревья (макеты). Игра проводится на макете.

Ход игры

С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации.

 

Поставь дорожный знак

Цель: учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания» (информационно-указательные); воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал и оборудование: дорожные знаки; макет улицы с дорог пешеходных переходов, зданий, перекрестков, машины.

Ход игры

Разыгрывание различных дорожных ситуаций.

 

Улица города

Цель: уточнить и закрепить представления детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств

Материал и оборудование: макет улицы; деревья; автомобили; куклы - пешеходы; светофор; дорожные знаки.

Ход игры

 С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации.

 

Пешеходы и водители

Цель обучать правилам дорожного движения, поведения на дорогах представления детей о назначении светофора, прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД, развивать внимание, мышление, ориентировку в пространстве.

Материал и оборудование: дорожные знаки, светофор, рули, сумки с ирушками, стол, талоны, вывеска «Магазин игрушек», игрушки, коляски, куклы, удостоверения – зеленый кружок из картона. Дети в форме инспекторов ГИБДД (фуражка, накидка с буквами инспектор ГИБДД или значка ГИБДД), дети – пешеходы, дети – водители, ребенок– продавец игрушек.

Ход игры

Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофера и получить автомобиль. Ребята – водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами, колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям:

- На какой свет могут двигаться машины?

- На какой свет двигаться нельзя?

- Что такое проезжая часть?

- Что такое тротуар?

- Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.) Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зеленый кружочек) и талоны; члены комиссии поздравляет их. Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка:

- Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором, (подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов.) игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения.

 

Наш друг постовой

Цель: закрепить представления о профессии регулировщика, его функциях; обозначения жестов (какой жест какому сигналу светофора соответствует), развивать внимание, доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал и оборудование: фуражка, жезл регулировщика.

Ход игры

Посмотрите: постовой

Встал на нашей мостовой

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали.

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идет.

И стоит на мостовой,

Как волшебник постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

                      (Я.Пишумов)

Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей. По жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем, когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по очереди.

 

Найди безопасный путь

Цель: закрепить правила дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, расширять словарный запас.

Материал и оборудование: макет улицы (дорожной части), дорожные знаки, светофор, транспорт (машины легковые, грузовые).

Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает или спрашивает детей:

- Везде ли можно переходить улицу?

- Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу?

- Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы?

- Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны?

- Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?

- Для чего на дороге нарисовали «зебру»?

 

 

Ход игры

 Дети разыгрывают различные ситуации на макете.

 

Где мое место?

Цель: закреплять представления знаков дорожного движения, развивать мышление, внимание, память, речь.

Материал и оборудование: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих изученным знакам дорожного движения.

Ход игры

Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные знаки. Игра может проводиться в двух вариантах.

  1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.
  2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.

 

Путаница

Цель: закреплять представления знаков дорожного движения, развивать мышление, внимание, память, речь.

Материал и оборудование: строительный материал (кубики, кирпичики, призмы и др.), дорожные знаки, волшебные шапочки.

Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.) Затем рассказывает детям историю про то, как злые «духи» решили навести в городе беспорядок и просит помочь исправить положение.

Ход игры

Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки

правильно. Объясняют, что делают.

 

Дорожный экзамен

Цель: обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, речь.

Материал и оборудование: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге дорожных знаков.

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.

Ход игры

Ребенок - водитель - ученик, сдающий экзамен на право вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак, объясняет, что он должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду осторожно, не обгоняя другие машины.

 

Выполни поручение

Цель: закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в заданной последовательности.

Материал и оборудование: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге дорожных знаков, знаков обозначающих «станции» (столовая, железнодорожный переезд, детский сад, школа, больница и др.), рули.

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка изученных знаков.

 

Ход игры

Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить, например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает сразу два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь в столовой». Ребенок должен выполнить задания в заданной последовательности. Постепенно количество одновременно данных поручений возрастает.

Повороты

Цель: развивать координацию движений рук (вправо, влево), зрительное внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знака в руках воспитателя.

Материал и оборудование: знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», рули.

Подготовка к игре: Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».

Ход игры

Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

 

Как проехать?

Цель: закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в заданной последовательности.

Материал и оборудование: крупный строительный материал (кубики, кирпичики и др.), знаки «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево Подготовка к игре: Конструирование дороги с использованием знаков «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Отмечаются пункты отправления и назначения.

Ход игры

Дети (от одного до трех) должны правильно проехать к пункту назначения. Побеждает тот, кто сделал это быстрее, не нарушая правил дорожного движения.

 

Передай жезл

Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.

Материал и оборудование: жезл регулировщика.

Ход игры

Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идет под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак). Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

 

Теремок

Цель: учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов; воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.

Материал и оборудование: сказочный домик «Теремок» с вырезанным окошком, картонная полоска с изображенными на ней дорожными знаками. (предупреждающие знаки: железнодорожный переезд, дети, пешеходный переход, опасный поворот; предписывающие знаки: прямо, направо, налево, круговое движение, пешеходная дорожка; информационные знаки и знаки особых предписаний: место стоянки, пешеходный переход, телефон)

Ход игры

Полоску перемещают (сверху вниз или слева направо, в окошке поочередно появляются дорожные знаки). Дети называют знаки, объясняют их значение.

Автошкола

Цель: закреплять представления детей о том, как следует переходить улицу; о назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость, находчивость, умение помогать товарищу.

Материал и оборудование: двойной лист картона: на левом листе наклеены картинки с изображением различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны правила.

Ход игры

Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных ситуаций. Они должны объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, детей у светофора, необходимость нужного дорожного знака.

На островке

Цель: закреплять представления детей о том, как следует обходить разные виды транспорта; знакомить с наиболее типичными дорожно – транспортными ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.

Материал и оборудование: картинки, изображающие различные ситуации с участием пешеходов, дорожные знаки, светофор.

Ход игры

Дети должны рассмотреть и объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, пассажиров, водителей; объяснить необходимость установки нужного дорожного знака.

 

Игра в мяч

Цель: закрепить представления детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.

Материал и оборудование: мяч.

Ход игры

Воспитатель с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч, одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч воспитателю. Игра проводится со всеми детьми по очереди.

Воспитатель: По дороге кто идет?

Ребенок: Пешеход.

Воспитатель: Кто машину ведет?

Ребенок: Водитель.

Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора?

Ребенок: Три глаза.

Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Стой и жди.

Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Подожди.

Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Можете идти.

Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной…

Ребенок: Дорожке.

Воспитатель: Где мы автобус ждем?

Ребенок: На остановке.

Воспитатель: Где играем в прятки?

Ребенок: На детской площадке.

 

К своим знакам

Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.

Материал и оборудование: дорожные знаки.

Ход игры

Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

 

Где мы были, мы не скажем, на чем ехали покажем

Цель: закрепить представления о видах транспорта, учить детей изображать виды транспорта в команде, с помощью рук, эмоциональной выразительности, звуков, развивать творчество, пластику, сообразительность, находчивость, воспитывать согласованность, сотрудничество.

 

Ход игры

Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.

 

Грузовики

Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, согласованность и сотрудничество в команде.

Материал и оборудование: рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки.

Ход игры

Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.

 

Трамваи

Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, согласованность и сотрудничество в команде.

Материал и оборудование: потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной стойке.

Ход игры

Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

 

Добеги до знака

Цель: упражнять детей в запоминании дорожных знаков, развивать память, сообразительность, быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве.

Материал и оборудование: дорожные знаки.

Ход игры

По сигналу воспитателя ребенок бежит к дорожному знаку, который называет воспитатель. Если ребенок ошибается в выборе знака, то он возвращается в конец колонны.

 

Светофор

Цель: учить соотносить действия с цветом светофора, развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, сообразительность.

Материал и оборудование: круги красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры

Воспитатель показывает кружок, а дети выполняете действия:

– красный – молчат;

– желтый – хлопают в ладоши;

– зеленый – топают ногами.

– на красный цвет – делают шаг назад,

– на желтый – приседают,

– на зеленый – маршируют на месте.

 

Стоп - Идите

Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, слуховое и зрительное внимание.

Материал и оборудование: макет светофора.

Ход игры

Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую. Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

 

Ловкий пешеход

Цель: развивать глазомер, ловкость, внимание, упражнять в метании мяча правой рукой на ходу.

Материал и оборудование: светофор, плоскостное вертикальное изображение с прорезанными в нем круглыми отверстиями, диаметр которых вдове больше мяча, резиновый или пластмассовый мячик.

Ход игры

Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти – значит на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал – в красный – выбываешь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз.

 

Птицы и автомобиль

Цель: развивать ловкость, скорость, ориентировку в пространстве, внимание.

Материал и оборудование: руль или игрушечный автомобиль.

 

Ход игры

Дети – птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями).

Воспитатель говорит:

Прилетели птички,

Птички – невелички,

Все летали, все летали, дети бегают, плавно взмахивая руками

Крыльями махали.

Так они летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали присаживаются, постукивают пальцами по коленям

Зернышки клевали.

Воспитатель берет в руки руль или игрушечный автомобиль и говорит:

Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, в рожок трубит.

Тра-та-та, берегись, берегись,

Тра-та-та, берегись, посторонись! Дети – птички бегут от автомобиля.

 

Использованные источники

  1. Авдеева, Н., Князева,О., Стёркина, Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. -1997, - №3, №4. С32, С.5
  2. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников. – Мн.: Полымя, 2001. – 192с.
  3. Шишкина, В. А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А.Шишкина, М. Н. Дедулевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 88 с.
  4. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — 2­е изд. — Минск : Нац. ин­т образования; Аверсэв, — 416 с.
Меню раздела