Роль помощника воспитателя в образовательном процессе
Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей.
Педагог – это звучит гордо!
Однако согласно мировым исследованиям работа с детьми является одной из наиболее сложных и ответственных занятий. Причина этого скрывается в хрупкости и ранимости детской психики, формирование которой частично ложится на плечи его воспитателя. «Два в одном! Три в одном! А точнее сказать: Пять в Одном! » Именно пять разных людей сливаются в одного воспитателя. Добрая – добрая воспитатель МАМА. Умная и строгая воспитатель – учительница. Яркая и непредсказуемая воспитатель – артистка (она так зажигательно смеётся, изображая любого сказочного героя). Заботливая и внимательная воспитатель – психолог (она заглянет в детскую душу, увидит то, что не разглядел никто и поможет раскрыться). Талантливая воспитатель – художник (она всё нарисует, научит многому, ведь детки так любят мастерить и рисовать) .
Немного из истории.
История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции. В те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал его от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а в последствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитателя. Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века.
Профессия современности.
Постоянное общение с ребёнком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учётом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдёт подход к каждому ребёнку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.
Перед воспитателем стоит нелёгкая задача – будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность.
Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей – это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься.
Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия.
Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Взаимоотношения детей и взрослых выступают в качестве важнейшего условия психического развития детей. В процессе этой связи взрослый передаёт ребёнку способы использования предметов, организует соответствующим образом его действия, осуществляет контроль и коррекцию психического развития. Вот почему характер взаимодействия детей со взрослыми имеет особое значение. В. А. Сухомлинский писал, что от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце с окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего мы имеем в виду родителей и воспитателей, забываем про помощника воспитателя, которая непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка. Круг её обязанностей в детском дошкольном учреждении раньше сводился в основном к санитарной уборке посещения, получение и раздачи пищи, выполнение режима дня, гигиенического ухода детей (умывание, переодевание, кормление и т. д.) .
Когда изменилось название профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность.
Характеристики помощника воспитателя.
- Помощник воспитателя работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.
- Под руководством воспитателя участвует в организации образовательной работы с детьми и в режимных процессах:
*понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;
*поддерживает натуральную эмоционально – стабильную обстановку в группе в течении дня;
*наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве игровой, трудовой, самостоятельной их деятельностью;
*участвует в подготовке и организации занятий;
*формирует у детей культурно – гигиенические навыки, самостоятельность;
*сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах;
*раздевает и одевает детей;
*кормит и укладывает спать.
- Осуществляет санитарно – гигиенический досмотр детей.
- Обеспечивает санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.
- Получает и раздаёт еду.
- Принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей.
Помощник воспитателя должен знать.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и воздействие на них.
- Правила присмотра детей.
- Распорядок дня.
- Санитарно – гигиенические нормы поддерживания помещений, оборудования, инвентаря.
- Правила санитарии и гигиены.
В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она – постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.
Важнейшие условия для организации быта детей:
*точное соблюдение режима дня;
*рациональное распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя.
Координация действий воспитателя и помощника воспитателя.
- Организация утреннего приёма детей
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
Общие правила приёма: необходимо, чтобы посещение детского сада было привлекательным, радостным, а расставание с родными не приносило детям огорчения
- Готовит групповое помещение к приёму детей: проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создаёт уютную обстановку.
- Проводит влажную уборку помещения.
- Создаёт тёплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребёнком.
- 2. Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.
- Осуществляет приём детей.
- 3. Помогает воспитателю осуществлять приём детей: присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время когда воспитатель принимает других детей.
- Проводит индивидуальные беседы с родителями, короткие консультации. Осуществляет гигиенический уход за детьми.
- Проводит индивидуальную работу с детьми:
*Формирует у детей культуру поведения, знакомит их с правилами общения, с формами вежливого обращения друг с другом;
*Проводит работу по закреплению знаний и умений детей, развитию их психических процессов;
*Регулирует двигательную активность каждого ребёнка.
- Под руководством воспитателя принимает участие в работе с родителями: беседует с ними о состоянии здоровья, сна, аппетита, одежды детей в группе.
- Организует и руководит трудовой деятельностью детей. Совместно с воспитателем и под его руководством регулирует двигательную активность каждого дошкольника.
- По мере необходимости организует, в ненавязчивой форме руководит самостоятельной и игровой деятельностью детей, регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.
- Под руководством воспитателя по мере необходимости в ненавязчивой форме руководит самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей; регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.
- Подготовка и организация прогулки
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
- Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании
- Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании
- Воспитывает у детей самостоятельность, чувства взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены
- В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством воспитывает у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены
- Планирует содержание деятельности детей на прогулке с учётом поры года, погоды, предыдущих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей
- Помогает воспитателю вывести детей на прогулку
- Организует и проводит на прогулке наблюдения, экскурсии, занятия, игры, трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми
- Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов
- Организует рациональную двигательную активность; содействует развитию физических качеств детей. Следит за равномерным распределением физической нагрузки
- Совместно с воспитателем проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)
- Создаёт условия для организации самостоятельной деятельности детей
- По окончании прогулки по мере необходимости просушивает одежду детей
- Наблюдает за самостоятельной деятельностью детей на участке, а в случае необходимости осуществляет ненавязчивое руководство этой деятельностью
- Организует и проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)
III. Подготовка и организация кормления, сна, закаливания детей
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
- Осуществляет подготовку, создаёт благоприятную обстановку перед приёмом пищи, сном детей
- Осуществляет санитарно – гигиенический уход за детьми (следит за чистотой одежды, лица, рук)
- Следит за правильной сервировкой столов, организацией дежурства по столовой, распределяет трудовые поручения
- Совместно с воспитателем воспитывает у детей самостоятельность, формирует навыки культуры приёма пищи, культурно – гигиенические навыки
- Воспитывает самостоятельность, навыки культурного приёма еды, культурно – гигиенические навыки
- 3. Получает и раздаёт пищу
- По мере необходимости докармливает детей
- Сервирует столы, совместно с воспитателем руководит дежурством детей по столовой
- Помогает детям подготовиться ко сну, укладывает детей спать
- Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи и сна
- Следит за температурным режимом в спальне и игровой комнате, создаёт спокойную обстановку во время сна детей, наблюдает за их сном
- Совместно с воспитателем организует и проводит закаливающие мероприятия
- Осуществляет постепенный подъём детей после сна
- Организует и проводит закаливающие мероприятия с учётом индивидуальных особенностей детей
- Игровая деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
- Наблюдает, организует, в ненавязчивой форме руководит игрой детей
- Наблюдает за игрой детей, которые находятся вне поля зрения воспитателя. По мере необходимости в ненавязчивой форме руководит игрой
- Создаёт игровое пространство, подбирает необходимый материал согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей
- Поддерживает созданное воспитателем и детьми игровое пространство (игровую ситуацию)
- Создаёт эмоционально-стабильную обстановку во время игры
- Поддерживает эмоционально-стабильную обстановку во время игры детей
- Содействует формированию игрового коллектива (игровых групп) и становлению в этом коллективе личности каждого ребёнка
- Оказывает воспитателю помощь в санитарно-гигиенической обработке оборудования для игры и игрушек
- Вызывает интерес к тому или иному событию жизни, влияет на воображение и чувства детей в процессе руководства игрой
- Расширяет игровые умения и навыки, обогащает содержание игр, используя разнообразные истоки, формы, методы и приёмы
- Повышает культуру поведения, формирует устойчивый интерес к игре
- Через игру углубляет и закрепляет интерес детей к разнообразным профессиям, воспитывает уважение к труду
- Осуществляет связь игры с другими видами деятельности
- Изготавливает по мере необходимости материал для игр, проводит совместно с родителями и помощником воспитателя мелкий ремонт игрушек
- Изобразительная деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
- Формирует у детей интерес к изобразительной деятельности
- Оказывает воспитателю помощь в подготовке необходимого для занятий оборудования и материала, помогает убирать его по окончании занятия
- Развивать наблюдательность детей, целенаправленно, путём специальных наблюдений формирует у детей знания и представления об окружающей действительности. Постепенно и последовательно развивает восприятие и воображение детей
- Во время индивидуальной работы воспитателя с детьми, наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, по мере необходимости в ненавязчивой форме, руководит этой деятельностью
- Создаёт эмоционально-стабильную атмосферу во время наблюдений и в процессе изобразительной деятельности
- Оказывает воспитателю помощь в организации выставок детских работ
- Знакомит детей с произведениями изобразительного искусства
- Руководит и целенаправленно обучает детей способам изображения, технике рисования, лепки, аппликации
- Содействует развитию творческих способностей и инициативе детей
- Создаёт условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей
- Трудовая деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
- Добиваться формирования необходимых предпосылок трудовой деятельности. Формирование, необходимые для данного возраста, трудовых навыков, положительного отношения к труду
- Совместно с воспитателем и под его руководством формирует необходимые для данного возраста трудовые навыки, положительное отношение к труду
- Формирует у детей знания о труде взрослых
- В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством осуществляет контроль и руководит дежурством детей по столовой
- Организует труд дошкольников, учитывая потребности и возможности каждого ребёнка
- Учитывая личные нужды и возможности каждого ребёнка, поручает трудовые поручения, привлекает детей к совместному хозяйственно-бытовому труду (убрать посуду, вытереть пыль с полок и т. д.)
- Осуществляет контроль и руководит трудовой деятельностью детей
- Подбирает необходимое оборудование для труда, расставляет его с учётом педагогической целенаправленности
- Содействует созданию в группе трудовой атмосферы
VII. Учебная деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
- Организует педагогически целенаправленные условия воспитания и обучения детей
- В процессе проведения воспитателем индивидуальных занятий, занятий по подгруппам, диагностических исследований наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников
- Проводит диагностические исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей детей (познавательных процессов, личных качеств, положение детей в системе межличностных отношений)
- По мере необходимости оказывает воспитателю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, убирание их после занятий
- Содействует установлению натурального стиля отношений с детьми и детей один до одного в процессе учебной деятельности и повседневной жизни
- По мере необходимости участвует в организации и проведении занятий
- Формирует интерес к приобретению знаний, к учебной деятельности
- Формирует у детей навыки учебной деятельности, обеспечивает своим руководством своевременный переход детей на более высокий уровень развития и обучения
- Воспитывает у детей умение наблюдать за действиями других детей, слушать один одного
- Развивать интерес к народному творчеству, национальной культуре
- Осуществляет подготовку к занятиям, организует и проводит их
- Подготавливает пособия к занятиям
VIII. Самостоятельная деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
- Подбирает и изготавливает необходимый материал для самостоятельной деятельности дошкольников, с педагогической целенаправленностью располагает его
- В сотрудничестве с воспитателем поддерживает натуральную эмоционально-стабильную атмосферу в группе
- Создаёт натуральную атмосферу с целью сохранения психологического здоровья детей, культуры отношений. Регулирует внутриколлективные отношения
- Наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, которые находятся вне поля зрения воспитателя. В случае необходимости, регулирует внутриколлективные отношения
- Осуществляет ненавязчивое руководство при организации самостоятельной деятельности
Таким образом, мы видим, для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя. Реализация программы дошкольного образования не возможна без взаимодействия всех работников дошкольного учреждения. Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и помощника воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста. Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребёнка и конкретной группы.