Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных требований ребенка.
Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанным с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
Тревожность бывает ситуативной (проявляется только при определенных обстоятельствах, например, когда ребенок выступает перед зрителями на празднике или когда подходит к кабинету врача) и общей (проявляется во многих различных ситуациях).
Портрет тревожного ребенка
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Они часто ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, а так как они постоянно боятся потерять над собой контроль, то опасаются вступать в новые игры, в новые виды деятельности.
У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, они и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное дыхание и др.
Критерии определения тревожности у ребёнка.
Постоянное беспокойство
Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо
Мускульное напряжение (Например, в области лица, шеи)
Раздражительность
Нарушения сна.
Чтобы было основание предположить, что ребёнок, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.
Очень часто в детском саду встречаются случаи тревожности у детей по поводу разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трёх лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребёнок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание.
Критерии определения тревожности по поводу разлуки.
Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.
Постоянное и чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.
Постоянное и избыточное беспокойство, что какое-либо событие приведёт его к разлуке с семьей.
Постоянный отказ идти в детский сад.
Постоянный страх остаться одному.
Постоянный страх идти одному спать.
Постоянные ночные кошмары, в которых ребёнок с кем-то разлучается.
Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др. Причём, дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит.
Помощь тревожному ребёнку
Чаще хвалить ребёнка за его малейшие успехи, отмечать их в присутствии других детей.
Не надо заставлять ребенка выполнять то задание, которого он боится, лучше последовать за его интересами. Дать возможность проявить свою успешность в другом виде деятельности.
Во время группового сбора воспитатель и дети должны как можно чаще обращаться к нему по имени.
Желательно использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию. Техника глубокого дыхания, занятия йогой, просто растирания тела.
Так как тревожный ребенок боится вступать в новые виды деятельности, лучше придумывать для него игры и задания на основе уже имеющегося материала, знакомого ему.
Для утверждения своего «Я» можно выполнять с тревожным ребенком упражнения перед зеркалом: пусть он, глядя в глаза своего отражения, обращается к нему с вопросами, просьбами и сам отвечает на эти вопросы.
Необходимо избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают Вас сравнивать их с окружающими.
Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость.
Для тревожных детей полезными могут оказаться игры на доверие, в процессе которых они будут учиться брать на себя ответственность и доверять окружающим.
Если Вы обращаетесь с просьбой или вопросом к тревожному ребенку, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня Ваших глаз.
При любой возможности давайте ребенку знать, что верите в его успех, однако слова Ваши должны быть искренними, ибо дети очень тонко.
Игры с мячом развивают быстроту реакции тревожного ребенка, повышают его уверенность в своих силах.
Совместное со взрослым сочинение сказок и историй поможет ребенку выразить словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ И ДЫХАНИЕ:
ЦЕЛЬ: Научить детей приемам саморасслабления.
Упражнение «Воздушный Шарик»
ЦЕЛЬ: Упражнение способствует снятию напряжения и успокаивает детей.
СОДЕРЖАНИЕ: Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно (чтобы шарик не лопнул) через приоткрытые губы надувайте его. А теперь покажите свои шарики друг другу.
ПРИМЕЧАНИЕ: упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение «КОРАБЛЬ И ВЕТЕР»
ЦЕЛЬ: Это упражнение настраивает группу на рабочий лад, особенно если дети очень устали.
СОДЕРЖАНИЕ: Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик.
ПРИМЕЧАНИЕ: Упражнение можно повторить 3 раза
Упражнение «ПОДАРОК ПОД ЕЛКОЙ»
ЦЕЛЬ: Данное упражнение способствует расслаблению мышц лица, особенно вокруг глаз.
СОДЕРЖАНИЕ: Представьте, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. А когда будете выдыхать, откройте глаза. Улыбнитесь: о, чудо! Долгожданная игрушка перед вами!
ЭТЮДЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ.
ЦЕЛЬ: расслабление различных групп мышц. Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге «Психогимнастика»
Этюд «ШТАНГА»
Ребенок изображает, что поднимает "тяжелую штангу". Потом бросает ее. Отдыхает. И снова за работу
Этюд «СОСУЛЬКА»
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
Этюд «ШАТАЙ-БОЛТАЙ»
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклонить корпус тела вниз.
Игра «ВОДОПАД»
ЦЕЛЬ: Эта игра на воображение тоже поможет детям расслабиться. После нее стоит заняться чем-нибудь спокойным, позволяющим детям использовать свою интуицию.
СОДЕРЖАНИЕ : Сядьте поудобнее и закройте глаза 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните....
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными
Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь , как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно
Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами. (30 секунд).
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил. Немного потянись, выпрямись и открой глаза.