- Пересмотреть свой ежедневный график. Дети очень любят помогать. Нужно идти в магазин? Берите ребенка с собой, он пойдет с удовольствием. Необходимо приготовить ужин? Пусть они помогут вам, внося вклад в процесс приготовления.
- Не бойтесь выглядеть глупо, перепрыгивайте вместе с ребенком через мнимые препятствия, пойте глупые песни, катайтесь на карусели, наблюдайте за муравьями. Научитесь смотреть на жизнь глазами ребенка.
- Если вы обнаружили, что теряете контакт со своими детьми, просыпайтесь каждый день на 15 минут раньше. Вы не заметите 15 минут потерянного сна, но ваш ребенок, безусловно, обратит внимание на эти дополнительные минуты, проведенные с вами. Вы можете потратить это время на объятия в постели, чтение книги или выпить вместе с ребенком чашку какао или горячего шоколада.
- На выходные постарайтесь заранее запастись продуктами, чтобы не отвлекаться. У вас появится дополнительное время для общения с ребенком.
- Отключите компьютер, это самый крупный пожиратель времени у взрослых и детей. Выключите телевизор, телефон и компьютер, потратьте это время на общение с мужем и детьми. Обновление статуса в Facebook или проверка своей электронной почты может подождать до утра.
Время, проведенное с ребенком, позволяет нам установить связи, которые остаются на всю жизнь. Всего лишь немного усилий с вашей стороны, и вы превратите ваше общение в незабываемые моменты. Не расстраивайтесь, что не сложено в шкаф белье и не сделано миллион других вещей. Отложите все дела в сторону и общайтесь с ребенком. Вы подарите ему самое ценное – общение.
Поэтому в следующий раз, когда вы скажите ребенку: " Не сейчас ", задумайтесь об этом на секунду.
Требования к внешнему виду и одежде детей:
- опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
- умытое лицо;
- чистые нос, руки, подстриженные ногти;
- подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
- отсутствие налета на зубах;
- чистое нижнее белье;
- наличие достаточного количества носовых платков.
- Перед тем как вести ребёнка в детский сад, проверьте, соответствует ли его одежда времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда не была слишком велика, мала и не сковывала движений. В правильно подобранной одежде ребёнок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог самостоятельно себя обслуживать. Обувь - легкая, тёплая, подходящая по размеру. Нежелательно ношение комбинезонов в групповом помещении. Носовой платок необходим как в помещении, так и на прогулке.
- Чтобы избежать случаев травматизма, родителям нужно проверить содержимое карманов одежды ребёнка на наличие опасных предметов.
- Категорически запрещается приносить в дошкольное учреждение острые, режущие, стеклянные (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие (бусины, пуговицы и т.п.) предметы, таблетки, жевательную резинку.
«Будущий мужчина, или как правильно воспитывать мальчика»
Существенные отличия мальчиков от девочек:
- Игры мальчиков чаще опираются на «дальнее» зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом все предоставленное им пространство.
- Мальчикам в отличие от девочек для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если им недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: карабкаются по лестницам, забираются на мебель.
- Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, т. е, их интересует суть оценки.
- Мальчики лучше воспринимают низкий голос, высокие тона могут выдержать недолго.
- Мальчики чаще всего устают от интеллектуальной работы.
- Мальчики более уязвимы, им труднее придерживаться установленных правил и моделей поведения.
Рекомендации по воспитанию мальчиков:
1 .Выделяйте у мужчин положительные качества, например: внимательность, мужественность,
доброжелательность,смелость и т. д.
- Всегда говорите мальчику, что верите в него, что у него все получится, хвалите его не только
за блестящие результаты, но и за усилия, даже если они пока не увенчались успехом.
- Приобщайте мальчика к вашим ценностям, разрешите ему интерпретировать их по-своему.
Он будущий мужчина, и он будет реагировать на эмоциональные ситуации не так, как это делаете вы.
- Проявляйте фантазию для того, чтобы помочь вашему сыну изучить гардероб и вещи мужчины.
Например, поставьте небольшую корзину и положите в нее бритвенный станок, крем для бритья, одеколон,
зубную щетку вашего ребенка и его расческу. Дайте ему понять, что этими вещами мужчины пользуются
каждый день.
- Если ваш ребенок активный, установите в его комнате перекладину для подтягивания.
Физические упражнения весьма полезны и важны для всех детей, а для мальчишек они еще и необходимы
для того, чтобы «выпустить пар», дать выход чрезмерной энергии. Вначале установите перекладину
на небольшой высоте, а по мере того, как ваш ребенок будет подрастать, перемещайте ее повыше.
- Ролевые модели также очень важны в воспитании мальчика, они будут проявляться во всех
аспектах жизни вашего ребенка. Мальчишкам необходимо общение с мужчинами, но необязательно
с отцами, как не обязателен тот факт, что, если в семье есть мужчина, ребенок станет настоящим
мужчиной в будущем.
- Поддерживайте активную модель поведения вашего ребенка, так как именно активность
является очень важной чертой мальчика.
Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при воспитании мальчиков:
- Отсутствие последовательности в воспитании (за одно и то же поведение или поступок то
на наказывают, то хвалят.
- Несогласованность в воспитании между родителями: один разрешает, другой запрещает.
- Сравнивание с другими детьми, приведение их в пример, критика.
- Постоянное навязывание отрицательных установок: «Не бегай быстро, а то упадешь»,
«Плохо будешь учиться — станешь дворником» и т. д.
- Обучение наукам в ущерб физическому воспитанию (мальчик должен быть физически сильным
и выносливым).
Слишком суровое отношение ради воспитания мужественности.
Мальчикам нужны любовь, ласка, забота, внимание.
- Желание воспитать ребенка по своему образу и подобию, игнорируя индивидуальные особенности.
- Ссоры между родителями на глазах у сына.
- Предъявление ребенку слишком высоких требований, которым он не может
соответствовать, например: «Ты же мужчина!».
Играйте вместе с детьми!
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие.
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки
играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь
старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.